Жизнь – это…

урок- размышление

 

Жизнь – это… 

Цели:

ü помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном, многообразном мире людей;

ü пробудить интерес к проблемам самопознания и самовоспитания;

ü помочь сформировать активную жизненную позицию.

Оформление: 

      «Дерево жизни»,  презентация, письма от родителей, афоризмы, мысли великих людей, музыка (И.Кобзон «Не думай о секундах свысока», песня из кинофильма «Земля Санникова»,  Энио Морриконе).

Ход урока

на фоне презентации  звучит песня из кинофильма «Земля Санникова»,

 Круг радости  взятьсяза руки  и ответить на вопрос  А что по-вашему жизнь? Определите это понятие одним словом!!!  

Я тоже отвечу на этот вопрос словами известного философа О.Хаяма.

 

От безбожия до Бога – мгновенье одно,

 

От нуля до итога – мгновенье одно,

 

Береги драгоценное это мгновенье:

 

Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно.

Я тоже отвечу-МГНОВЕНЬЕ. 

Учитель:    Сегодня мы здесь собрались для того, чтобы поговорить о жизни.

    Очень хорошо, что сегодня у нас гости  Это взрослые люди, за плечами которых жизненный опыт с радостями и разочарованиями. Это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое жизнь. И, я думаю, что они нам сегодня помогут ответить на этот очень непростой вопрос.    

 

 

  2.

Перед нами символическое «Дерево жизни».    Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет  крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни — это ваши родители, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды. Это ваши успехи! На нашем дереве уже есть плоды – это то, что в жизни ваших родителей является главным. Они уже ответили на вопрос, который я вам сейчас задам. Что для вас главное в жизни

Учащиеся  пишут ответ на зелёном яблоке, гости — на оранжевом. Все размещают плоды на «Дереве жизни» и с интересом изучают ответы других. Звучит музыка Энио Морриконе.

.Учитель:  Посмотрите на это дерево, какое оно удивительно красивое, с разными плодами. Вот и жизнь – яркая, разнообразная, прекрасная!

     3

– Наверное, нет человека, который хоть раз не задумался бы о том, зачем он живет. Для чего? От ответа на этот вопрос зависит многое в жизни человека. В чем же он, этот смысл жизни? Для разных людей он в разном. Для одного это любовь, для другого – дом, дача, квартира, для третьего – любимая работа, для кого-то – семья. Кто-то живет для других, кто-то из любопытства. Одни стремятся к власти, другие живут в общении. Давайте попробуем поразмышлять над некоторыми из этих существующих смыслов жизни. У нас 3 группы. После жеребьевки, каждая группа стремится защитить ту точку зрения, которая ей досталась, независимо от того, как вы сами к ней относитесь. Постарайтесь привести как можно больше аргументов в ее пользу.

Вот материал для обсуждения, который получается группам:

Найти свое место в жизни, свое призвание

Когда человек чувствует себя на месте, он становится лучше. Д. Гранин

Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать.

К. Гельвеций

Главное, делайте все с увлечением, это страшно украшает жизнь. Л. Ландау

Что человек сделал, то у него и есть. Каппони

Сделай что-либо — и обретешь силу. Эмерсон

Родиться мало — надо еще состояться. Ксенокрит

Нельзя быть счастливым и довольным, если не чувствует себя на своем месте.

А. П. Чехов

 

Жизнь ради удовольствия

Человек создан для счастья, как птица для полета.

После нас — хоть потоп.

Надо ловить каждый момент, каждую возможность сделать свою жизнь ярче и интереснее. Л. Ландау

Позавчера уже нету. И завтра нету. Есть сегодня. И надо прожить его так, чтобы оно было самым счастливым. Д. Гранин

Радость — основной принцип жизни. Н. Энкельманн

Успешно прожить один день — с этого начинается искусство жить. Белоус

Жизнь для людей

В жизни ничего нет дороже людей! Ничего!А. П. Чехов

Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям! М. Горький

Все остается людям: дурное и хорошее… И в этом оставшемся мое — забвение или бессмертие. К/ф \»Все остается людям\»

Стань необходимым для кого-нибудь! Эмерсон

Спешите делать добро. Гааз

Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию. Ш. Бронте

Уважение к людям есть уважение к самому себе. Дж. Голсуорси.

Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

А. П. Чехов

Работа в группах(музыка )

Защита своей позиции

4

Человек вынужден сам обнаружить смысл жизни.

«Смысл жизни различается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени…

Мы не должны искать абстрактного смысла жизни…»

У каждого свое собственное призвание и предназначение в жизни, каждый должен выносить его в своей душе и попытаться реализовать. Жизнь конкретного человека неповторима.

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям

Две матери

В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери — Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери — утром, у Белокосой — вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.

 

— Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, — говорила Белокосая мать. — Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде… Вот для чего хочется жить…

— А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, — сказала Чернокосая мать. — Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов. Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жен и долго-долго о чём-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем — конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины — Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где три десятилетия назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и ещё больше горя. Мужья их погибли на фронте. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец Чернокосая мать спросила:

— Кем же стал твой сын?

— Выдающимся музыкантом, — с гордостью ответила Белокосая мать. — Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? — И Белокосая назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.— А твой сын кем стал? — спросила Белокосая.

— Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было — механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живём мы в селе — километров сто отсюда. У сына двое детей — мальчик трех лет и девочка недавно родилась…

 

— Всё-таки счастье тебя обошло, — сказала Белокосая. — Твой сын стал простым, никому не известным человеком.Чернокосая мать ничего не ответила.И дня не рошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате он сел на белую скамейку, долго-долго о чём-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всём на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мёд, масло. “Поправляйтесь, мама”, — сказал он на прощание и поцеловал её. А к Белокосой магери никто не пришёл. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лёжа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:— У сына сейчас концерт… Если бы не концерт, он, конечно, пришёл бы.

На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далёкого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины светилось и морщины расправились.К Белокосой матери никто не приходил.Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы её вздохи не услышала соседка.

В третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далёкого села — привёз два больших арбуза, виноград, яблоки… Вместе с сыном приехал трёхлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери; в её глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня ездил на “капитанском мостике” комбайна. “Я тоже буду комбайнером”, сказал мальчик, и бабушка поцеловала его. Белокосая мать в эти мгновения припомнила, что её сын, выдающийся музыкант, отправляясь в длительные поездки, сдавал, как говорили в семье, маленького сына в какой-то интернат…Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебород из далёкого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к её соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела.

К Белокосой матери так никто и не пришёл. Прошёл месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: “Теперь вы совершенно здоровая женщина. В сердце нет ни шумов, ни перебоев”. А Белокосой матери врач сказал: “Вам ещё надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком”. Говоря это, врач смотрел почему-то в строну.За Чернокосой матерью приехал сын. Он привёз несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сёстрам. Все в больнице улыбались.

Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила её остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах спросила:

— Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я … — и она заплакала.— Мы расстанемся и никогда больше не увидимся, сказала Чернокосая, — потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скаже тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер… Умер, когда ему и года не исполнилось. А это… не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трёхлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это… Но я для него — родная мать. Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тяжёлые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернётся против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.

5

Учитель: Великое счастье в том, чтобы чувствовать, что твоя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни. Таких личностей в переломные моменты истории немало. Среди них философы, художники, поэты, врачи – люди, готовые отдать результаты своих творений на сотни жизней вперёд. Можете ли вы назвать именно таких людей, плодами жизни которых мы пользуемся до сих пор, несмотря на  то, что их давно нет?

6

 Всем известна истина, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них.

Сейчас мы посмотрим  жизнь нашего класса за этот год

 

7

.Сегодня мы много говорили о жизни, спорили, искали истину. В заключение сегодняшнего разговора о жизни я хочу вам рассказать притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Я желаю вам, чтобы в вашей борьбе Добро всегда побеждало, чтобы вы были здоровы и счастливы.

А теперь пришло время сказать друг другу традиционное «Спасибо».    

Звучит песня И.Кобзона «Не думай о секундах свысока».

 

 Подведение итогов урока.

Добавить комментарий