ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ И ИХ РЕШЕНИЕ

Есжанова Гульназ Мылтыкбаевна

КГУ «Основная школа №40»

г.Караганда

Заместитель директора по воспитательной работе

 

Воспитание учащихся осложнено процессами, которые происходят в на­шем обществе: кризис социальной системы; распад семьи; социальная напря­женность. Все это способствует нарастанию из года в год негативных тенден­ций среди подростков и молодежи. В частном у значительной части молодежи происходит крушение нравственных идеалов, формируется потребительское настроение и уродливые материальные интересы; возрастает физическая не­полноценность детей и подростков; среди подростков и молодежи распростра­няются наркомания, преступность, идеология и субкультуру «КРУТЫХ».

Перестала выполнять свои воспитательные функции семья — основной со­циальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Инфляция, сокращения рабочих мест заставили многих людей пойти на нелегальные зара­ботки. Общество признало факт социального сиротства, дети, лишившиеся по­печений родителей по социально — экономическим причинам. Главное причина «искусственного» сиротства в семье по-прежнему остается пьянство родителей — алкоголиков, распространенными явлениями в семье стали педагогика наси­лия, семейный рэкет.

Увеличивается число отказных детей. В семьях с достатком часто растут дети с искаженными представлениями о смысле жизни и человеческих ценно­стях. Социологами отмечено, что часть родителей перестала проявлять интерес к жизни своих детей и оказывать им помощь в самоопределении.

 

В семьях основным недостатком в воспитательной практике является от­сутствие духовной близости между родителями и детьми. Родители не понима-ют ребенка, отсутствует доверительный характер во взаимоотношениях между отцами, матерями и детьми.

Ситуация осложняется тем, что многие социальные ценности старшего по­коления отвергнуты, а новые их не заменяют. Сегодняшние дети стремятся быть независимыми. Слабость педагогической позиции ведет к снижению ав­торитета старшего поколения, невосприимчивость к его установкам, требова­ниям. Например: противоречие между детьми и родителями, дети сбегают из дома.

За последние годы снизилась воспитательная функция школы. Главный недостаток — это императивный характер воспитания. По мнению Ш.А. Амоношвили, воспитание строится без учета личностных потребностей ребенка. В школе в основном функционируют искусственные системы, которые навязы­ваются сверху. Воспитательный процесс подчинен интересом государства при игнорировании запросов общества и потребностей личности. По-прежнему преобладают авторитарный характер воспитания. При таком подходе ребенок полностью зависит от педагога, родителей, ситуаций. В наших коллективах ца­рят принудительность, заорганизованность, постоянные запреты, приказы, одергивания, бесконечные нарицания, напряженность в взаимоотношениях де­тей и взрослых. Ребенка отталкивает от школы формализм. Формализм прояв­ляется и в механическом планировании воспитательной работы, в отсутствии глубокого всестороннего анализа проводимой работы учащимися. Ребят не устраивает в воспитательной работе и однообразие.

Воспитательная работа должна быть разновариантной, вестись с учетом интересов, склонностей учащихся и воплощаться в локальных, авторских про­граммах воспитания.

Воспитательный процесс находится в зависимости от существующих уста­новок, распоряжений, интересов и желаний администрации, педагогов. Уча­щиеся не имеют возможности определять содержание воспитательной работы и участвовать в ее организации. Учитель планирует, анализирует. Ребенок высту­пает лишь средством в достижении воспитательной цели, хотя известно, что самостоятельность — необходимое условие развития самодеятельности, инициа­тивы, творчества. Зависимый характер воспитания способствует формированию у школьников таких качеств, как пассивность, ограниченность, консерватизм, подчиненность, некомпетентность.

Анализ воспитательных планов показал: культура просмотра телепередач; тем более их последующее обсуждение с учащимися почти не находят в планах своего отражения. Поэтому телевидение действительно может оказывать отри­цательное влияние на духовное и физическое развитие детей.

В свою очередь изменились сами дети. Демократия, гласность, обилие ин­формации в периодической печати, радио, телевидении сделали кругозор детей шире. Одновременно дети стали жестче, беспощаднее, это идет от взрослых, мир которых тоже ожесточился и тем самым влияет на мир детей. Современные школьники стремятся к развлекательности, ничегонеделанию. Сократилось об­щение детей и взрослых. Это привело к негативным явлениям, как одиночество, замкнутость. В чем же недовольство или неудовлетворенность учеников в общении с учителями. Вот их ответы: «Учителю нельзя рассказать о своих бедах. Он всегда ответит: «Так тебе и надо!»». «Они не понимают наших интересов.     mi То, что нам интересно, не интересно учителю». «С ним не о чем поговорить, кроме учебного предмета».  Прогрессирует отчуждение учеников от школы,     не происходит отход от традиционно-положительных ценностей в сторону ложных нередко асоциальных. Катастрофически возросло подростковая преступность.

При анализе состояния воспитательной работы с позиции детей были

выделены не большие проблемы: непонимание ребенка на уровне взаимоотношений учитель — ученик, ученик — родитель, ученик — ученик,                                         

С позиции родителей эти проблемы дополняются новыми проблемами: от- сутствие духовного начала в воспитательной работе школы: потеря традиций, И
исторической памяти, связи поколений: отсутствие работы по воспитанию мужского женского начала, полное безразличие к здоровью детей, низкий уровень физической культуры учащихся.                                                                                                

С позиции классных руководителей названы следующие проблемы: свя-      занные с культурой поведения учащихся, неуважение к окружающим, неумение      с вести себя в общественных местах, насилие над младшими и жесткое обращение с животными, проявление девиантного поведения (драки, воровство, хули­ганство).

Педагоги назвали следующие проблемы: недостаток профессиональных знаний, неумение создавать условия для саморазвития и самореализации ребен­ка, недостатка доброты, терпимости, любви, нет должного взаимодействия с родителями учащихся; низкая самооценка педагога порождает и низкую само­оценку ученика, свобода учеников превратилось во вседозволенность.

Обобщая можно сделать определенные выводы, где происходит нараста­ние негативных тенденций: потеря нравственных идеалов; рост потребитель­ских настроений среди молодежи; искажение подрастающего поколения к ма­териальному благосостоянию; распространение наркомании, преступности; по­вышение криминальной активности детей младшего возраста; рост числа детей, оставшихся без попечения родителей; отчуждение части родителей от школы.

Одновременно наметился ряд противоречий. Это прежде всего противоре­чия между:

  1. ростом образованности, информированности молодежи и уровнем раз­
    вития ее духовно — нравственной культуры.
  2. административными, заданными сверху системами и творческими, ав­торскими системами, рождающимися снизу.
  3. старой структурой организации взаимодействия педагогов воспитате­лей, управления школой и новыми задачами, решение которых требует иной
    содержательной системы.
    1. идеалами гуманистического, демократического поколения.
  4. целенаправленным воспитательным воздействием на детей и юношест­во и стихийным влиянием на них субкультур.
  5. внешними требованиями со стороны общества и внутренними стремле­ниями каждой личности воспитанников.

7. сложившимся опытом поведения учащихся и нравственными духовны­ми потребностями общества.

Противоречия остро ставят вопрос о поиске новых целей содержания, тех­нологии и управления воспитательным процессом. Воспитание в первую оче­редь должно обеспечивать создание условий для подлинно человеческого ста­новления.

В традиционном периоде обучение — воспитание — развитие предлагаю следующую расстановку приоритетов: воспитание — обучение — развитие, в деятельности педагогического коллектива необходима переориентация. В тра­диционных предметах следует находить, выделять и ставить на первый план человековедческий материал. Научная истина должно стать средством, помо­гающим учащимся понять себя, мотивы своего поведения, сформировать гума­нистическое, созидательное отношение к окружающим; проектировать свою физическую, интеллектуальную, нравственную, духовную жизнь, возрастает значение личностного, авторского воспитания. Оно зависит от профессиональ­ной, физической и духовной культуры учителя, которая является основой для создаваемых им авторских воспитательных программ. Профессиональное вос­питание должно быть системным.

Воспитание школьников должно быть только гуманистическим.

Высшей ценностью воспитательной деятельности педагогов является сам ребенок. Следует видеть в нем человека, а не объект воздействия, «следует принимать его таким, каков он есть на самом деле, т.е. ставить на первое место человека, его личную свободу, стремление прогнозировать свою жизнь. Поэто­му цель педагога- обращение к его внутреннему миру, желание понять, о чем думает ребенок, к чему стремится, о чем мечтает.

1. Искрение относиться к воспитаннику и откровенно выражать свое по­ложительное отношение к нему.

2. Помогать воспитаннику, осознавать цели собственного развития и до­биваться превращение этих целей в мотивы его деятельности.

3. Сотрудничать с воспитанником в планирование педагогической дея­тельности, включая и учебную деятельность, превращая, его в соавторы про­цесса воспитания.

4. Организовать процесс воспитания с максимальным удобством для вос­питанников, даже если это ущемляет интересов педагогов. (Воспитание школь­ников должно быть только гуманистическим).

Система гуманистического воспитание рассматривает ценности человека, а не человека для ценностей. Перейти от основной цели к нужной и полезной го­сударству личности с определенными качествами — к потребностям, возможно­стям человека. В самом широком смысле на данном этапе воспитать человека, в узком смысле — воспитание человека культуры.

1.         Воспитание начинается с формированием у учащихся навыков бытовой культуры, т.е. воспитание начинается в семье. Оно включает поведение детей и подростков по отношению с своим родственником: к матери, отцу, бабушке, дедушке….

2.  Половая  культура  —  мальчик-юноша-мужчина,  девочка-девушка-

женщина.

Формировать у учащихся представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины. Положительных качеств присущих им.

Правовая и социальная незащищенность ребенка, отсутствие условий и возможностей для самореализации, ощущение дискомфорта в школьном кол­лективе. Из выше сказанного можно сделать вывод: происходит подрастание негативных тенденций, потеря нравственных идеалов, повышение криминаль­ной активности. При решения поставленной проблемы, необходимо выйти от 1 педагогики мероприятий к педагогике личностно-гуманного развития лично­сти; от информационной педагогики к педагогике деятельно-смысловой, от развлекательно-потребительской к созидательной — деятельностной. Становле­ние современной школы можно идти как развитие открытой воспитательной системы. По своим целям воспитательная система должна быть гуманистиче­ской. По содержанию — культурно — этической. По технологии — ненасильст­венной. По условию — демократической. По взаимодействию — открытой.

Воспитание — основа образовательного процесса. В системе образование воспитание выступает как условие развития личности. В овладение учащимися знаниями, умениями, навыками является первотипичной задачей. «Знание дей­ствительно есть сила, но добрая или злая — это будет зависеть от сердца и ду­ховности человека » (Ш.А. Амоношвили). Знание не сила, а путь к силе. Сила-духовность.

Воспитание остается объективной реальностью, средством материализа­ции человеческой культуры, истории, цивилизации. Воспитание должно быть основано на создании. Ведь воспитаннику следует объяснить, раскрыть, что одно и то же в жизни человека может быть добрым и злом. Если существует разрыв между деятельностью и просвещением, то воспитание доводится к культурничеству, педагогике мероприятий, потому морализированию. Учитель — предметник в своей работе не ожидает приоритета от воспитательной функ­ции. Классный руководитель видит свою роль в организации учащихся, роди­тели — в удовлетворении материальных потребностей своих детей. Это привело к тому, что воспитание по форме и сути продолжает обучение и ограничивается педагогикой — мероприятий. Исчезло из воспитания формирование добродетельности общечеловеческих ценностей. Учащиеся не знают национальной, мировой культуры. А ведь они формируют у ребенка чувство долга, чести, дос­тоинства, интеллектуальность, основу человеческой духовности.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лисовский В.Т. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. М.,
    1994 г.
  2. Проблемы обучения и воспитания лиц с особым образовательными потребностями
    в свете реализации закона республики Казахстан «О социальной и медико — педагоги­ческой коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» Алматы,
    2005 г.
  3. Журнал «Дефектология» 1.2009

Добавить комментарий