фразеологизмы

 

Тема: Фразеологизмы. (7 класс)

Цели урока:
углубить знания учащихся о фразеологизмах;
учить отличать их от других речевых единиц в потоке речи;
-помочь пополнить запас фразеологического словаря,
обогащать словарный запас уча щихся;
-привить интерес к языку, оборотам речи и стремление познать неизвестное;
воспитывать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности.
Методы обучения:

словесный, частично-поисковый, метод стимулирования интереса к учению,
проблемный.
Тип урока:

повторение;
систематизация изученного.

  Ход урока:
1. Орг. момент
2 .Психологический настрой
Однажды ученик решил проверить своего мудрого учителя. Пошел на луг, поймал бабочку, зажал между ладоней и спросил:
— О, учитель, как ты думаешь, что за бабочка у меня в ладонях?
А сам все сильнее сжимал ладони.
Учитель, глядя в глаза своему ученику, ответил:
— Все в твоих руках!
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь письменная и устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение держать себя. В языке сказывается интеллигентность, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его опрятность» в широком смысле слова.
д.С.Лихачёв
— Какова основная мысль текста? Что обозначают слова и выражения текста: умение держать себя, уважение, интеллигентность, опрятность..
3. Опрос домашнего задания
3.1. Работа с классом по карточкам
— Вставьте антонимы
— Выберите из ряда синонимов подходящие по смыслу слова
3.2. Работа со слабыми учащимися
(заполнение таблицы)
3.3. Работа с сильными учащимися
(индивидуальные задания)
3.4. Фронтальный опрос
Синонимы, омонимы, антонимы —это..
Их роль в тексте
3.5. Подберите к словам из текста синонимы: хорошо, речь, характеризует, мыслить.
4. Актуализация знаний
В русском языке, да и в других языках, есть такие сочетания слов, которые
помогают нам выражать, излагать свои мысли, чувства, эмоции, делают нашу речь точнее, выразительнее. Например, когда человек ничего не делает, говорим «сидеть сложа руки»; когда надоедает — «мозолить глаза»; когда замёрз — «зуб на зуб не
попадает»; работает хорошо — «засучив рукава»; очень медленно — «тянуть кота за хвост»; неожиданно — «как снег на голову».
Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его богатство.
В. Г. Белинский
— Как вы думаете, каким образом происходит образование фразеологизмов?
Например, «дело в шляпе». Очень давно, когда не было железных дорог, все важные документы перевозили специальные люди — гонцы. Хранили эти дела в сумке, но их легко было найти и подменить, потерять. Важные дела зашивали под подкладку шляпы или шапки, отсюда это выражение, означающее «все хорошо, все в порядке».
«Показать, где раки зимуют». Помещики любили полакомиться свежими раками. А замой ловить их очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера и там зимуют. Ловить раков зимой посылали провинившихся крестьян. Промёрзнет крестьянин в ветхой одежонке, застудит руки, а потом тяжело болеет. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьёзно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
Фразеологизмы нам знакомы с детства, хотя не знали, что это фразеологизмы. Но все же объясните значение фразеологизмов, замените одним словом.
Рукой подать- близко
Бок о бок- рядом
Брать ноги в руки- убегать
Время от времени- иногда
В час по чайной ложке- медленно
Оставить в дураках- обмануть
Кузькину мать показать- угрожать
Перемывать косточки- сплетничать
Вылетело из головы — забыть
Как свои пять пальцев- очень хорошо
— Работа с фразеологическим словарём
(зачитывают и записывают неизвестные им фразеологизмы)
— Выполнение тестовых заданий в парах
-В казахском языке тоже используются фразеологизмы.- Найдите соответствующий русский фразеологизм и запишите.
1. бармагынан бал тамган Рукой подать
2. қоянжурен Заячья душа
3. қол созым жер Золотые руки
4. жылы iздi суыптай Вольная птица
5. Жыл қусындай Первая ласточка
6. өзi би өзi қожа По горячим следам
-Работа с текстом
Прочитайте, выпишите фразеологизмы, объясните их значение
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.
Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как только не корили его родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй — в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему как об стенку горох.
— Нет, мать,- заключил однажды отец, — я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют…
По Э.А. Вартаньяну
5. Закрепление
Мы нацелены на ЕНТ, на хороший показатель.
— тестовые задания
б. Подведение итогов
Обращение к эпиграфу
Как вы понимаете значение данного высказывания?
7. Рефлексия
Обведите на листке свою ладонь. На каждом из пальцев напишите
— большой -— было интересно
— указательный — важно, полезно
— средний- было трудно
— безымянный -— понравились вам ответы других и свои
— мизинец -— было недостаточно
8. Домашнее задание
Написать юмористический рассказ, используя фразеологизмы
Сильным учащимся тестовые задания

Добавить комментарий