Интерактивные методы и приемы обучения на уроках истории

  Лекерова
Рымбека Капызовича

 Учителя истории  КГУ СШ № 16 с.Садовое Осакаровского района
Карагандинской области

 Тема: Интерактивные методы и приемы
обучения на уроках истории

 От того , какие приемы,
методы обучения будет использовать учитель на своих уроках , будет зависеть в
конечном итоге качество знаний учащихся, то ради чего мы собственно и работаем
с вами, наша конечная цель.

Модернизация образования ,
углубление и усложнение содержание исторического образования в
общеобразовательной школе настоятельно требует от учителей предметников
применения инновационных методов работы: активных , нестандартных, развивающих
вовлеченность учеников в процесс обучения и увлеченность им. Одним из инновационных
направлений в деятельности педагогов является применение и совершенствование
интерактивных методов.

Интерактивные методы
обучения – это система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся
между собой и с учителем, при котором происходит освоение нового опыта и
получение новых знаний.

 

Классификация интерактивных методов : 

 Интерактивные методы
достаточно сложно поддаются точному определению, дифференциации и
классификации. Зачастую это целый комплекс , методик призванных  реализовать разнообразные цели и задачи ,
такие как:

1.Повашение познавательной
активности, интереса к предмету.

2. Выработка навыков как
самостоятельной , так и групповой работы.

3. Развитие аналитических
способностей, логического и критического мышления.

4. Формирование ключевых
компетентностей образовательного процесса, способности применять знания ,
умения , навыки на практике для решения жизненно-важных задач.

5. Повышение коммуникативной
культуры.

6. Личное
самосовершенствование – через динамичное общение, совместную деятельность.

Спектр педагогических
технологий , которые вдумчиво и гибко избирает учитель для проведения
интерактивного занятия , достаточно широк, многие из них применяются учителями
давно и успешно как самостоятельные методики. Учитель работающий в интерактивном ключе , как правило , использует
комплексный подход. Вот перечень наиболее популярных технологий интерактивного
обучения:

1.Групповая технология.

2.  Игровая технология.

3.Рефлексивно – ситуационная
технология.

4.Проектная технология.

5.Проблемное обучение.

6.Информационная
(компьютерная) технология.

 

Применение интерактивных методов предполагает наличие:

 

1.Учебно – методического  сопровождения (карточки с групповыми лобо
индивидуальными заданиями, вопросами, изложением проблемных ситуаций и
алгоритмом действий).

2. Информационного сопровождения (материал учебника,
справочники, словари, энциклопедии, мультимедийные пособия, презентации и др.)

3.Психологическое сопровождение.  Оно предполагает наличие аналитического
контроля и коррекции со стороны учителя межличностного и группового
взаимодействия, психологического климата в процессе интерактивной деятельности.

Нетрадиционные , проблемно – развивающие , личностно –
ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную
деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое
сразу мобилизует детей. Решению этих задач способствуют «активные методы и
приемы обучения», все больше привлекающие внимание учителей. 

«Активные методы» — это совокупность средств, , способов, приемов, побуждающих учащихся
к активной познавательной деятельности.

К данным приемам обучения на
уроке относятся: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, постановка проблемных
вопросов и, как следующий этап , перевод их в проблемные ситуации, интенсивный
опрос, актуализация и новизна темы, раскрытие практической значимости темы,
эмоциональность подачи, сравнение и аналогия, познавательные игры, тренинги,
использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия.

Перед современным учителем
истории уже целое десятилетие стоят задачи, навеянные пересмотром содержания
предмета : альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование
событий и явлений, неоднозначные оценки личности и хода событий. Обсуждение
этих вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога,
дискуссий и приобщения к творческой деятельности, главное в том , что учитель в
состоянии пробудить у учащихся интерес к творческой работе и развить их
интеллект.

Активное обучение
предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным
образом на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и
воспроизведение, на организацию самостоятельного получения знаний, освоения
умений в процессе активной познавательной деятельности.

К данным приемам обучения на
уроке относятся: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, постановка проблемных
вопросов и, как следующий этап , перевод их в проблемные ситуации, интенсивный
опрос, актуализация и новизна темы, раскрытие практической значимости темы,
эмоциональность подачи, сравнение и аналогия, познавательные игры, тренинги,
использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия.

Ролевые игры –это один из видов стимуляции , когда участник получает возможность проиграть
различные варианты поведения в определенной ситуации.  Поскольку разные  варианты могут быть проиграны многократно с
различными  подробностями и отдельным
моментами, то группа получает возможность проанализировать каждый  из этих моментов  в отдельности и общий  эффект от сочетания  тех или иных
вариантов.  Моделирование , или
стимуляция , одна из разновидностей игровых форм обучения, очень схожая с
ролевой игрой, но здесь используется лишь модель ситуации, обсуждение, а не
конкретное участие в роли.

После обсуждения темы на
уроке часто возникает вопрос, как закрепить ее и как узнать , насколько твердо
учащиеся усвоили материал. Существуют две возможности.  Первая – проекты(это самостоятельные
исследования по различным темам в течении определенного времени и
заканчивающиеся выдачей определенного результата), и вторая – написание
сочинений ()наилучшая форма научить детей связно излагать мысли и
аргументировать то или иное утверждение.

«Муравейники»— так называемые веселые упражнения, используемые для разминки перед опросами,
тестами.  В течении 5 минут учащиеся
должны задать свой вопрос как можно большему количеству одноклассников. Это
помогает освежить в памяти  какие – то
моменты изучаемой темы, получить дополнительную информацию по ней. Рисование
может быть использовано для развития наблюдательности, навыков сотрудничества,
воображения , презентации. Часто при обсуждении спорных вопросов возникает
необходимость выяснить , какое количество ребят придерживается того или
иного  мнения.

Игра – это
активная форма учебного занятия, особенно в среднем звене, в ходе которой
«оживают и действуют» люди – участники истории. Ученики как бы напоминают
«безлюдную» историю персонажами, которые они и сами изображают. Это и
театрализованная игра , проблемно – дискуссионная игра, деловая игра . Учитель
на уроке может выступать в роли инспектора, тренера, судьи, председателя –
ведущего, а ученики в роли зрителей, актеров , экспертов. Использование
элементов дискуссии дает возможность выявить многообразие точек зрения учащихся
на ту или иную историческую проблему. На таких уроках присутствует
межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию.

Связывать исторические
события и явления помогают иллюстрированные ленты времени. Ребята такие ленты
делают по изучению каждого государства, включая самый интересный и яркий
материал по данной ленте.

Лента времени – это
наглядное средство при изучении нового материала, как своеобразные опорные
сигналы, которые помогают восстановить в памяти даты и события и развивают
творчество учащихся.

На своих уроках также
использую модульную технологию обучения как средство развития ученика. Игра
«Волшебный ларец» позволяет выявить знания всех учащихся по теме,
активизировать учащихся, заставляет слушать ответы предыдущих  ребят. Главное здесь выявить «умников» и
«умниц» по данному теоретическому материалу, только тогда ларец становится
«волшебным», волшебная шкатулка наполняется вопросами (билетами) .

Вопросы могут охватывать
несколько тем. Учащиеся по очереди достают билеты, получают соответствующие
баллы. В заключении учитель подсчитывает общее количество баллов для каждого
учащегося , определяет первое , второе и третье место соответственно.

С целью закрепления
пройденной темы в среднем звене использую «Аукцион», где ведущий готовит вопросы(лоты) для участия всего класса (даты, факты,
события). Для игры нужен гонг или деревянный молоток. Ведущий ведет аукцион:
задает вопросы, комментирует и оценивает ответы, определяет победителей.
Побеждает ученик , набравший наибольшее количество фишек, которые получает за
правильные ответы.

В старших классах
заслуживают внимание такие уроки , кА «Урок — суд», создаются две группы
учащихся , где три – судьи, один адвокат и свидетели.

Группы накапливают материал
(используют сборники документов, публикации в периодической печати), составляют
показания «свидетелей», речи обвинения и защиты. Процесс проводится не над
конкретным лицом а над явлением,  и
подсудимый символический . Время ,когда когда суд удаляется совещание для
вынесения приговора можно заполнить «выступлением корреспондентов» , которые
освещают ход судебного процесса.

Очень интересно проходит
дискуссия «Дебаты» на основе
соперничающих команд. Эти команды ведут спор по вопросам четко
сформулированного тезиса, которая опровергает одна команда и защищает другая. В
конце урока анализируется сам ход обсуждения, учитель вместе с экспертами оценивает,
правильно ли оно велось , кто выдвигал идеи, чья критика повлияла на итоговый
вывод, выявляем пассивных и активных участников урока. Но перед дискуссией
ребята четко знают:

1.  Прежде, чем выступать , нужно четко
определить свою позицию.

2.  Проверь правильно ли ты понимаешь суть проблемы.

3.  Внимательно выслушивай оппонента , затем уже
излагай свою точку зрения.

4.   Помни
, что лучшим способом доказательства или опровержения  являются бесспорные факты.

5.  Спорь честно и искренне.

6   .Имей мужество признать правоту оппонента,
если ты оказался неправ.

7.  Заканчивая свое выступление , подведи итоги и
сформулируй выводы.

Дебаты играют важную роль в
формировании исторической личности, оно является одной из форм  современного урока.

В старших классах использую
«Мозговой штурм», когда учащиеся
занимаются решением творческих задач.

«Мозговая атака», когда учащиеся делятся на две группы по 7-9
человек. Первая группа – «генераторы идей», они должны предложить как можно
больше вариантов решения проблемы, вторая – аналитики. Они получают от первой
группы списки вариантов и, не добавляя ни чего  нового , рассматривают каждое предложение,
выбирая наиболее разумное  и подходящее.
Выбранные предложения группируются и объявляются.

Нужно хорошо знать способности
и возможности своих учеников , кто действительно выносит познавательную ношу с
урока, а кто безнадежно отстал, кому не интересен предмет, а кто без поддержки,
одобрения не сможет подняться, а учителю нужно постараться быть полезным,
поддержать учащихся в нужный момент.  

На уроке «Узнай личность » учащимся  – группы по 5-6 человек раздаю  листы с наклеенными на них  портретами выдающихся людей истории
Казахстана(политики деятели искусств и литературы, учённые,  писатели, герои исторических сражений ),
ребята должны вспомнить фамилию, роль данной личности в истории , период
деятельности личности, события связанные с его именем, произведения написанные
им .и.т.д. Один или два человека из группы защищает свою команду. Учитель
определяет лучшую, которая дала наиболее полный ответ.

Продемонстрировать свою
эрудицию можно на уроке с одноименным названием.

Эрудиты:перед игрой определяются знатоки, которые набирают команды. Одна команда у
доски, представители других команд задают ей вопросы по всей изученной теме.
Обсуждение идет всей командой 20 секунд, отвечает каждый поочередно. Команда
играет до первого неправильного ответа, рослее чего, уступает место у доски
другой команде. Побеждает команда , набравшая наибольшее количество правильных
ответов.

Важную рол  в приобщении ученика к самостоятельной работе
, в умении говорить перед аудиторией, что является жизненно необходимым
навыком, играет доклад, к которому мы часто обращаемся в старших классах.
Доклад отличается о  сообщения большим
объемом. Оптимальное время доклада 5-7 минут. Считаю полезным проводить
конкурсные доклады. Доклад  обязательно
оцениваю по определенным критериям с комментариями.

 

Работа в малых группах

Активность учащихся на
уроках , которая зависит прежде всего от учителя является главной отличительной
особенностью качественного обучения.   
Один
из лучших способов максимизировать их участие – это работа в малых группах в
духе сотрудничества. Работая в малых группах , ученики получают больше
возможности активно участвовать в занятии, играть ведущие роли, учиться друг у
друга, ценить различные точки зрения.

 

Основные направления работы в малых группах.

 

1.Выбор деятельности.

Выберите проблему на основе
задачи, которая требует взаимодействия(такую чтобы учащиеся продуктивно
работали вместе над ее выполнением). Например , это может быть создание устава
для условного общественного объединения или партии, представляемого данной
группой.

2.Заложить необходимую
основу.

Учащиеся должны владеть некоторыми
предварительными знаниями, навыками и ресурсами, необходимыми для выполнения
задания, до начала их участия в работе малых групп.

3.Формирование групп.

Обычно каждая группа
включает не более 3-5 участников, но иногда могут быть исключения. Если результатом
работы группы должен быть письменный документ , то иногда это количество лучше
сократить до 2-3 человек .Размер группы может меняться в зависимости от особенностей задач , класса и умения учащихся
из данного класса конструктивно взаимодействовать друг с другом. Процесс
групповой работы должен опираться на разделение функций внутри группы (например
, один учащийся ведет дискуссию, другой делает записи, третий берет роль
политика итд). Разбиваться на группы можно по расчету и по желанию.

Второй случайпредпочтителен при не слишком высокой дисциплине и организованности в классе и
при большом количестве участников.

1.Дайте ясные инструкции.

Инструкции должны быть
ясными и немногочисленными. Задайте временные границы и будьте готовы к тому,
что группы будут работать с разной скоростью. До начала работы группы проверьте
, правильно ли учащиеся поняли задачу. Обеспечьте группы нужными материалами и
информацией для работы.

2. Поддерживайте и
направляйте.

3. Двигайтесь от группы к
группе и помогайте им работать в заданном русле , если это необходимо. Не
оказывайте на группы давления.

4. Обсудите.

После того , как работа в
группах завершена , они докладывают результаты.

Для этого из каждой группы
выдвигаются спикеры. Важно прояснить обоснование групповых решений. Если
позволяет время , то группы могут задавать вопросы друг другу об их аргументах.

Главная задача учителя –
воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом,
воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности учащихся.

Для этого необходимо
использовать приемы и методы , позволяющие эффективно использовать учебный
материал , чтобы выработать у ребят навыки самообразования , использовать
разнообразные методы урока, делать уроки яркими, содержательными , живыми, делать
ставку на самостоятельный труд учащихся. В своей работе я всегда стремлюсь
брать на вооружение все , что может быть использовано для повышения
интенсивности процессов обучения и учение при совместной деятельности учителя
со всеми учащимися.

Применяя на своих уроках
активные методы обучения , я надеюсь , что и впредь буду добиваться
положительных результатов , главное – повышение качества знаний, умений и
навыков, т.е. конечной цели.

И надеюсь , что предложенные
и использованные мною формы и методы заинтересуют и помогут вам разнообразить
вам ваши уроки , вызвать живой интерес у учащихся, добиваться поставленных
задач.

 

                             Использованная
литература.

 

1.Бахмутова Н.И. Обучение
через участие и взаимодействие. Практическое пособие для учителей. Ассоциация
лидеров Казахстана. Алматы. 1997.

2.Несмелова М.Л. Конспекты
уроков по истории 6-7 класс. Методическое пособие в 2-х частях. Москва . Владос
– Пресс. 2001.

3.Гин А.А. Приемы
педагогической техники. Москва. Вита – Пресс. 1999.

4. История Казахстана.
Республиканский ежемесячный научно – методический журнал. № 1 – 2004.

5.Годер Г.И. Задания и
задачи по истории древнего мира. Москва. 1989.

6. Кульневич С.В.
Современный урок. Москва . Учитель. 2004.             

Добавить комментарий