ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

 

Северо-Казахстанская область, район Магжана Жумабаева,

КГУ «Таманская средняя школа»

Учитель физики II категории Драмарецкий Д.П.

 

Стремительное развитие информационных технологий сильно отражается на образовательном процессе. На сегодняшний день никого не удивит наличие в образовательных учреждениях компьютерных классов, классов с мультимедиа проекторами, электронными досками и т.п. Мало кто не согласится с утверждением, что грамотное, полноценное использование подобных вспомогательных устройств позволяет значительно повысить качество обучения. Этому вопросу посвящено большое количество доступной литературы. Особый интерес представляют мультимедиа проекторы, позволяющие проводить уроки с использованием мультимедиа лекций и электронных учебников, включающих в себя красочные иллюстрации, анимацию, фото- и видеоматериалы, и многое другое. На современном рынке представлен весьма широкий спектр подобного рода программного обеспечения (ПО), которое во многих случаях доступно для бесплатного скачивания из Интернета.

Одним из основных достоинств использования анимации при работе с детьми является наглядность и динамичность анимированного материала.   Использование анимации возможно на занятиях любых учебных дисциплин и перечислять возможные объекты для анимирования, скорее всего, нет необходимости. Необходимо отметить, что проведение занятий с применением анимированных рисунков, особенно с учащимися младшего школьного возраста, способствует повышению положительного эмоционально-психологического фона – важного компонента образовательного процесса.

Поскольку физика является одним из интереснейших и сложных предметов, то появление компьютера в школе играет очень важную роль в понимании многих физических процессов и явлений, которые нельзя показать на опыте, но можно использовать видеофильмы, анимацию, модели, которые разработаны и представлены на дисках. Все это можно органично вписать в структуру урока, соблюдая принцип эргономики. К счастью, в 2007 году наша школа получила новое оборудование для кабинета физики, поэтому на уроках используют и наглядный эксперимент, пользуясь принципом: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и электронные образовательные ресурсы. Это очень интересно детям. Есть очень много интересных физических процессов в физике, которые на опыте просто не покажешь. Моделирование процессов позволяет наглядно увидеть зависимости между величинами. На этих уроках дети самостоятельно проводят компьютерный эксперимент, делают выводы о зависимости величин, идет процесс познания, а не передачи знаний учителем. Такие уроки наиболее ценны и интересны детям. Уже достаточно надёжно установлено, что научная визуализация даёт эффективный инструмент для изучения физики. Полученные решения, как правило, представляются многомерными данными, которые должны быть адекватно визуализированы для большего понимания изучаемых физических процессов. Научная визуализация уже хорошо себя зарекомендовала при решении ряда нелинейных и аналитически неинтегрируемых проблем классической гамильтоновой механики, таких как исследование механизма турбулентности, анализ возмущений при орбитальном движении астрономических объектов, определение областей устойчивости и фазовых переходов различных динамических систем и др.

Сам процесс создания анимации не настолько сложен, как это может показаться на первый взгляд. Зачастую достаточно приготовить всего лишь нескольких последовательных кадров (рисунков или слайдов), объединив которые можно получить простую, но наглядную, полноценную анимированную композицию. Сложность заключается в выборе ПО, позволяющего создавать небольшие анимации. Основное требование, предъявляемое к такому ПО – доступность и простота использования. Доступность определяется распространенностью и стоимостью лицензии на данный продукт. Простота использования – особо важный пункт в этом вопросе, поскольку пользователь (педагог) должен быть лишен необходимости длительного и трудоемкого освоения функционала программы. Этим требованиям, как правило, редко удовлетворяют программы для создания трехмерной анимации, что, в общем-то, понятно. Поэтому основной акцент при выборе ПО необходимо делать, скорее всего, на программы создания двумерной анимации. Наиболее простыми в использовании являются программы, принцип работы которых основан на создании анимации посредством объединения ряда заранее приготовленных кадров, либо редактирования в окне самой программы исходного рисунка. Спектр подобных программ существующих на сегодняшний день достаточно широк: Macromedia Flash, Adobe Illustrator, GIF animator и.т.д.. Но самым востребованных является Macromedia Flash. С ее уникальными возможностями, можно создать практически идеальные графические модели, и описать параметры и характер анимации используя встроенный язык Action Script.

Компьютерная анимация не может заменить настоящий физический эксперимент или явление. Тем не менее, при использовании компьютерных анимации  у школьников формируются навыки, которые пригодятся им и для реальных экспериментов – выбор условий экспериментов, установка параметров опытов и т.д. Все это стимулирует развитие творческого мышления учащихся, повышает их интерес к физике. Поэтому, использование компьютера на уроках оправдано лишь в тех случаях, когда он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными фронтальными опытами или лабораторными работами.

 

Добавить комментарий