Научный проект по экономике

Научный проект по экономике 
Маркировка товара как средство повышения потребительской культуры
Организация: Средняя общеобразовательная школа №4 им. К.Макпалеева г.Павлодара
Авторы: Мамарджанова Камила, Гайдук Александр ученики 8 «Г» класса
Тема работы: Маркировка товара как средство повышения потребительской культуры.
Направление: Экономика.
Руководитель: Ахмедиева Ляззат Кайратовна
Город: Павлодар, 2011г.
Содержание проекта:
Цель:
научить различать смысловые знаки, символы обозначенные на упаковке товара;
уметь применять полученные знания в жизни и в быту;
создать наглядно-дидактический материал о видах маркировки товара.
Гипотеза:
Если повысить потребительскую культуру через овладения знаниями маркировки товара,
то потребители смогут защитить свои законные права сумеют культурно и разумно потреблять товары не нанося вред своему здоровью.
Этапы:
Диагностика (анкетирование, социальный опрос, сбор информации, поиск литературных источников СМИ, изучение и обработка материала)
Анализ полученных результатов
Выдвижение цели, гипотезы. Прогнозирование.
Изучение теории вопроса о видах маркировки товаров.
Практическая часть.
Создание буклета. Мультимедийная презентация.
Методы эксперимента:
Изучение литературы по теме эксперимента, наблюдение, социологические опросы, анкетирование, анализ, обобщение, а также моделирование деятельности на компьютерной основе.
Новизна:
Актуальность выбранной темы обусловлена радикальными изменениями в экономической жизни Казахстана. Спектр услуг становится все более разнообразным, что означает, что потребителям тяжело сделать выбор из широкого выбора вариантов. Знания и практические умения, которыми овладеют учащиеся, пригодятся в жизни независимо от того, кем они станут в будущем. Ведь все должны уметь покупать качественные товары, понимать преимущества и недостатки различных способов торговли. По этому поводу надо так же уметь читать маркировку на товаре — это позволит избежать ряда неприятностей при пользовании им. Учебник «Экономика» не содержит информации о маркировке товара, теоретического вопроса о видах маркировки товара, о их качестве и безопасности, отсутствуют наглядные источники.
Самостоятельность:
Изучение и систематизация материала о маркировке товара по разделам; оформление буклета, создание презентации.
Результаты работы и выходы:
В рамках акции ЗОЖ были проведены в 8А, 8Б, 8В, 8Г, 8Д и 9А, 9Б, 9В, 9Г, 9Д, 9Е устные журналы «Азбука потребителя», «Потребитель и окружающая среда». Оформлен стенд «Искусство покупать». В рамках Декады рационального питания в данных классах и на родительских собраниях проведён информационный десант «Умеете ли вы читать этикетку товара?», «Как не потеряться в мире информации», где не только знакомили различать смысловые знаки, обозначенные на упаковке товаров, но и могли применять полученные знания в жизни и в быту.
После проведённых мероприятий итоговое тестирование показало, что уровень потребительской культуры учащихся и родителей повысился на 21% (учащихся на 17%, родителей – 4%). Было интересно узнать, что большой интерес вызвали знаки экологической маркировки, т.е. проблемы экологии выходят на первый план. Кроме того, мы узнали, что проделанная работа была полезна и значима, что основы знаний по маркировке товаров необходимы потребителям. И мы надеемся, что каждый из них знает свои законные права и умеет ими пользоваться.
Практическое исследование результата:
Может быть использован как дополнительный материал по защите прав потребителей, как наглядное пособие в помощь учащимся для получения основ знаний, необходимые потребителям.
Введение.
Потребитель – главное действующее лицо на рынке. У него есть свобода выбора – где и что купить. Каждый человек обязательно является потребителем, т.е. приобретает различные товары и услуги для личного пользования, подобные знания необходимы каждому гражданину. Причем большинство людей начинают самостоятельно приобретать товары задолго до окончания школы, т.е. полученные знания можно сразу применить на практике.
Данный проект предназначен для того, чтобы помочь учащимся получить основы знаний по маркировке товаров, необходимые потребителям. Каждый человек должен владеть потребительской культурой, т.е. знать свои законные права как потребителя и уметь ими пользоваться, уметь определять качество и безопасность товара. Каждый потребитель должен оценивать не только его полезность, но и определенные выгоды и издержки, которые он одновременно приобретает с тем или иным товаром. Без информации невозможно осуществить правильный выбор товара (работы, услуги). Надлежащая информация выступает как защита, так как оберегает от ошибки.
Специальная маркировка товара дает возможность потребителю получить необходимую информацию о товаре. Для чего нужна информация с упаковки?
Для того, чтобы товар использовался по назначению.
Чтобы из большого числа идентичных товаров выбрать необходимый.
Чтобы знать срок годности и эксплуатации.
Чтобы определить качество и безопасность товара.
Много полезной информации несут в себе специальные знаки: кружочки, треугольники и др. рисунки. К сожалению, не все продавцы могут пояснить покупателю значение рисунка. В помощь тем и другим предлагаем расшифровку маркировки товаров:
Указывающие на экологическую безопасность товара;
Подтверждающие соответствие стандартам качества и безопасности;
Рассказывающие о составе продукта;
Информирующие о правилах пользования товаром.
Кроме того, на лекарствах, медицинских препаратах, продуктах питания, косметических средствах указывают дополнительную информацию: срок годности, состав входящих компонентов и противопоказания к применению.
Важнейшее место занимает эко-маркировка, т.к. в настоящее время среди самых насущных проблем человечества проблема экологии выходит на первый план. Рано или поздно проблемы эко-маркировки коснутся отечественных производителей продукции (это заметно и сейчас), и в первую очередь экспертной продукции.
Умение культурно, разумно потреблять имеющиеся блага, товары и услуги способствует нормальной работе всей экономической системы, сохранению природного богатства, гармоничному развитию общества.
Исследовательская часть работы:
Cреди проблем потребительского рынка можно выделить получение достоверной и исчерпывающей информации о товарах, как одну из главных.
За качество изделия несет ответственность, в первую очередь, производитель. Он должен обеспечить необходимый уровень качества продукции, применяя соответствующую технологию, сырье и комплектующие материалы. С другой стороны, потребитель тоже в какой-то степени, хотя и не напрямую, влияет на качество. Он должен уметь пользоваться своими правами и обязанностями в отношении изготовителя и продавца, знать и четко представлять потребительские свойства изделий.
Носителем информации о потребительских свойствах продукции: ее особенностях, характеристиках, изготовителе, рекомендации об ее использовании, применении и хранении, может быть и набор принятых условных обозначений, выполненный в виде этикетки или нанесенный непосредственно на упаковку или тару изделия.
Таким образом, этикетка или ярлык на товаре (его упаковке) включает информацию о названии товара, знаках соответствия, товарного знака, а также наименования места происхождения изделия, штриховой код , экологическую маркировку, символы, обозначающие меры предосторожности, безопасности, знаки о весе товара, его гарантийном сроке и другие обозначения и знаковые системы информации.
На этикетках принято использовать знаковую информацию, так она способна вместить более полные и емкие сведения, размещенные на ограниченной площади, что позволяет сделать доступной восприятие ее содержания потребителем, оказать положительное влияние на принятие решения о покупке товара.
Раскроем содержание основных терминов, имеющих отношение к данной проблеме.
Знак (символ) — в данном случае изображение, представляющее свойства, характеристики или отношение изделия и используемое для хранения и передачи информации.
Код — упорядоченная совокупность условных знаков, символов, предназначенная для передачи, обработки и хранения различной информации.
Марка (производственная) — условное обозначение изготовителя продукции на изделии или его упаковке.
Реклама — информация, включающая сведения о потребительских свойствах продукции и услуг для создания спроса на них с целью успешной реализации.
Прагматика — направление науки, исследующей проблемы, связанные с интерпретацией знаков: их ясность, понятность, ценность и полезность для пользователя.
Сегодня в странах Европейского сообщества наступает новый этап интеграционных процессов в вопросах сертификации продукции и маркировки изделий на предмет их соответствия требованиям общеевропейских норм и стандартов. В качестве единого для всех стран утвержден знак «СЕ».
В настоящее время знаки соответствия («СЕ») заметно повышают конкурентоспособность продукции. Они широко используются ведущими европейскими компаниями, что является показателем их заботы о высоком качестве продукции и пристального внимания к вопросам, связанным с безопасностью и экологией.
Информация, запрограммированная в штриховом коде, изначально создавалась как средство передачи информации по всей цепочке, от изготовителя к оптовику, затем к розничному торговцу и, наконец, к покупателю. Штриховой код не только помогает узнать, когда, кому, куда, сколько, по какой цене была отгружена продукция, но и иметь информацию, какой товар, по какой цене пользуется сейчас наибольшим спросом в магазине, а также каковы его запасы, куда можно обратиться за их пополнением и т. д. Внедрение штрих-кода существенным образом облегчило инвентаризацию, контроль и учет, складирование продукции. Помимо этого продавец по просьбе покупателя может легко установить по штриховому коду фирму-поставщика данного товара для предъявления имеющихся претензий по качеству
Предусмотрены конкретные требования к маркировке. Она должна быть разборчивой, четкой, устойчивой к воздействию окружающей среды. Способы нанесения, применяемые для этого материалы должны не только указывать характеристики продукции, но и обеспечивать качество изображения в течение всего срока ее использования, эксплуатации.
В настоящее время на международном уровне широкое распространение получила экологическая маркировка.
Сегодня в нашей стране пока еще отсутствует общепризнанная система экологической маркировки. В то время как экологические показатели продукции становятся все более и более значимыми при ее реализации, т.е. повышают конкурентоспособность изделий, учитывая и то, что и для потребителя далеко не последнюю роль играет общепризнанная эко-маркировка.
Проблемы конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, наращивания экспортной политики в настоящее время представляются особенно важными и актуальными. Для их решения необходимо учитывать правильную маркировку, т.е. нанесение на тару (упаковку) необходимой информации, что позволит своевременно и правильно доставить груз потребителю, обеспечить надлежащее хранение, транспортировку.
Значительное место в маркировке отведено различным знакам безопасности, которые признаны предупредить об опасности, определить ее существенность, возможные последствия для здоровья и жизнедеятельности людей, дать инструкции, разъяснение, как ее избежать и предотвратить.
Мы хотим познакомить вас с основами потребительской культуры, прежде всего с правами потребителя и способами их защиты. И не просто познакомить, но и научить в любой, самой непростой ситуации находить самые простые решения всех возникающих проблем. И кем бы мы ни стали после окончания школы учеными, врачами, строителями, военными основы потребительской культуры обязательно пригодятся. Ведь все должны уметь покупать качественные товары, понимать преимущества и недостатки различных способов торговли.
При работе над проектом мы задались над вопросом
«Какую информацию можно узнать на упаковке товара?»
«Что обозначают специальные символы, которые
устанавливаются на товарах?»
и провели опрос среди учащихся 8-9 классов, родителей и учителей.
Оказалось, что многие обращают внимание на срок годности, дату изготовления, на внешний вид товара. Немногие интересуются и знают о специальных символах на товаре. Поэтому, надо уметь читать маркировку на товаре – это позволит избежать ряда неприятностей при пользовании им. Итак, для чего нам нужна информация с упаковки?
Для того, чтобы товар использовать по назначению
Чтобы из большого числа товаров выбрать необходимый
Чтобы знать срок эксплуатации.
Как читать маркировку?
Все символы, которые указываются на упаковках товаров, на самих товарах, подразделяют на следующие группы
Указывающие на экологическую безопасность товара
Подтверждающие стандарт качества и безопасность
Рассказывающие о составе продукта
Информирующие о правилах пользования товаром.
Кроме того, на лекарствах, медицинских препаратах, продуктах питания, косметических средствах указывают дополнительную информацию: срок годности, состав входящих компонентов и противопоказания к применению.
Для обозначения терминов на упаковке ставят определенные символы, которые понятны потребителям в различных странах мира, потому что имеют международную классификацию, например: на одежде (в основном) встречается группа знаков – символов, которые подсказывают нам, можно ли стирать данную вещь, как правильно ее сушить или гладить. Информация эта очень полезна, но запомнить, что обозначает каждый значок, довольно сложно. Мы познакомим вас с наиболее распространенными символами.
Обращайте внимание на знаки, которые поясняют, как правильно ухаживать за вещью.
В ходе социологического опроса оказалось, что в основном умеют читать этикетки промышленных товаров. Наиболее популярные и известные значки:
температурного режима
стирки.
Каждый покупатель стремиться покупать экологически чистые продукты, заботясь о своем здоровье и о здоровье близких людей.
Данные символы обозначают, какой продукт является экологически чистым, подлежит ли вторичной обработке, не наносит ли вред окружающей среде.
Состав продукта указывается на этикетке товара или в прилагаемой инструкции к данному товару. Из такого пояснения можно получить информацию о пищевых добавках, красителях, содержании вредных для здоровья веществ и адрес изготовителя. В соответствии с действующим законодательством, информация должна предоставляться на государственном и на языке межгосударственного общения.
В ходе работы мы обнаружили следующие интересные знаки: «Любителям животных», «Вегетарианцам», знаки, предупреждающие об опасности для жизни и здоровья потребителей.
На сегодняшний день разработано несколько систем кодирования, но наиболее популярны только две:
1 Американская система Универсальный товарный знак, которая состоит из 13 цифр
2 Европейская система кодирования, которая состоит из 8 цифр
Первые две цифры обозначают страну происхождения товара, следующие пять — код предприятия-изготовителя, следующие пять — наименование товара, его потребительские свойства: размер, цвет, вес. Последняя цифра контрольная и используется для проверки правильности считывания штрихов сканером.
Мы надеемся, что наша работа
поможет вам не потеряться в море информации
сохранит здоровье
научит правильно ориентироваться на рынке качественных и некачественных товаров
повысит знания потребительской культуры
защитит законные права потребителя
научит культурно, разумно потреблять товары не нанося вред своему здоровью.
На основе исследования нашей группой был составлен буклет «Азбука потребителя», в которую вошли данные слайды.
Заключение:
Специальная маркировка товаров дает возможность потребителю получить необходимую информацию о товаре.
Информация должна быть предоставлена в доступной для потребителя форме и обязательно на казахском или русском языке.
Обращайте внимание на знаки, которые поясняют как правильно ухаживать за вещью.
Шрих-код – это не гарантия качества, а средство передачи информации, необходимой для изготовителя и продавца.
Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей определяет основные права потребителей и механизм их реализации.
Покупая товар или заключая договор на оказание услуг, требуйте предоставление Вам соответствующей информации о товаре, об оказываемых услугах, а также о продавце или об организации, которая оказывает услуги. В случаях нарушения действующего законодательства о правах потребителя каждый потребитель имеет право на возмещение морального и материального вреда.
Использованная литература:
Шамсутдинова С.Ю., «Основы потребительских знаний», Алматы, «Білім», 1999, 152с.
Мамедов О.Ю., «Экономическая теория в школе», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996, 544с.
Корнейчук Б., «Экономика», Москва, «Айрис», 2002.
Лысенкер Л.Ш., «Основы рыночной экономики», Алматы, «Рауан», 1997.
Журнал «Магазин», ст. «Записки покупателя», «Рыночные отношения», «Ваше право», «Цена или качество», «Почему покупатели покупают», Алматы, изд «Лев», 2005, 2007, 2008.
Журнал «Торговля», ст. «Мировое качество», «Источники информации для потребителя», Астана, изд. «РИВЦ», 2004.

Добавить комментарий