Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.
Конфуций
Важно каждому преподавателю уметь построить модель предполагаемого специалиста и претворить ее в модель подготовки специалиста, а, следовательно, учебный процесс должен быть направлен на практико-ориентированное обучение.
Главная цель – формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности.
Модель подготовки специалиста включает все виды учебной, познавательной деятельности, учебные планы, программы, различные варианты связи с практической деятельностью через учебную, производственную, преддипломную практику, курсовую, дипломную работу, научно-исследовательскую деятельность .
Выпускник должен быть сформирован как личность, которая была бы способна решать профессиональные, порой нестандартные задачи, ощущать себя творческой личностью и конкурентно-способным специалистом на современном рынке труда. Надо помнить, что практико-ориентированное обучение характеризует постоянная нацеленность на результат обучения.
Это не значит «нагрузить студентов» набором профессиональных компетенций, а научить его самоформироваться, саморазвиваться, то есть самостоятельно развивать компетенции. Этому помогают не только традиционные формы контроля знаний, умений специалиста, но и демонстрация действий в различных ситуациях, максимально приближенных к практической деятельности результаты индивидуальной или групповой практической работы (обсуждение, дискуссия, деловая игра, разбор результатов действий и др.). Это своеобразные критерии оценки профессиональной деятельности.
В основу реализации практико-ориентированного обучения положены :
— реальные профессиональные (ситуационные) задачи;
— специфика профессиональной деятельности специалистов (работа малыми группами на практических занятиях или всей группой, или индивидуально) в зависимости от специальности;
— интеграция знаний, умений различных дисциплин (взаимосвязь преподавателей смежных дисциплин). Акцент надо ставить на специальных дисциплинах, не забывая общепрофессиональных.
Практико-ориентированное обучение дает возможность поэтапного введения студентов с 1 курса в профессиональный образовательный процесс, начиная с адаптации к обучению в колледже (знакомство с будущей профессией), затем изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин (практический этап – освоение профессиональных модулей и прохождение учебной практики, оценка своего профессионального уровня, исследовательская деятельность – внеклассная работа, решение профессиональных задач). Заключительный этап обучения включает производственную практику, сдачу квалификационного экзамена по ПМ.
В итоге выпускник может выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, и даже организовать собственную деятельность.
Роль практико –ориентированных технологий следует рассматривать как необходимое условие не только интеллектуального, творческого и нравственного развития студентов, но и их профессиональной готовности к решению задач как специалиста.
Цель этих задач- формирование умений действовать в социально-значимой ситуации,они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение практико –ориентированных задач –«окунуть» в решение «жизненной» задачи. Важными отличительными особенностями практико-ориентированных задач от стандартных предметных являются:
1 значимость (познавательная, профессиональная,социальная)получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию студента ;
2 условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема,для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи;
3 указание (явное или неявное) области применения,полученного при решении задачи.
Кроме выделенных трех обязательных характеристических особенностей, практико- ориентированные задачи имеют следующие:
1.по структуре эти задачи – нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;
2. наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке условия;
3.наличие нескольких способов решения (различная степень рациональности), причем данные способы могут быть неизвестны студентам, и их потребуется сконструировать .
Ведущей дидактической целью практико- ориентированных задач по дисциплине «Обслуживание и ремонт котельных установок и теплотехнического оборудования» является формирование практических умений (решение задач), необходимых в последующей учебной деятельности при изучении дисциплин.
В ходе решения практико- ориентированных задач у студентов формируются первоначальные профессиональные умения и навыки, которые закрепляются и совершенствуются в процессе технологической и преддипломной практики, а также обогащаются, систематизируются, усугубляются и корректируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике.
Необходимые структурные элементы перед решением практико- ориентированных задач:
— инструктаж, проводимый преподавателем;
-самостоятельная деятельность студентов;
-анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
Например
Вам поручено отремонтировать консольный центробежный повысительный насос в центральном теплопункте. При предыдущем осмотре обнаружилось, что температура нагрева подшипников превышает температуру помещения более чем на 40…50°C, двигатель нагревается, наблюдается повышенная вибрация насоса.
Объясните устройство, назначения и принцип работы насоса.
Предположите возможные причины для каждой проявленной неисправности.
Выполните схему обвязки насоса с указанием измерительных приборов.
Укажите способ устранения для каждой неисправности.
Перечислите требования техники безопасности при проведении работ.
Практико- ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают студентов использовать дополнительную литературу, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности.
Практико-ориентированные задачи служат инструментом измерения и оценивания компетентности студентов.
Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.
Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес студентов, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Студентов захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.