Рефлексивный отчет по коучинг занятию.

Отчет В1
Рефлексивный отчет по коучинг занятию.
Одним из ключевых идей коучинга является то, что «коучинг — весьма эффективный способ оказания помощи учителям в их профессиональном развитии и совершенствовании». («Руководство для учителя/Коучинг и менторинг», стр.235) Эта идея меня заинтересовала тем, что учителя, не прошедшие данные курсы не знакомы с принципами постановки цели. В то время, как целеполагание является важным аспектом обучения учащихся.
В период прохождения практики в школе предстояло провести коучинг занятие с учителями. Для того, чтобы определиться с выбором темы было проведено анкетирование. Анкеты содержали вопросы, предполагающие раскрытие потребностей каждого учителя и общешкольных проблем. Анализируя результаты анкетирования было выявлено, что тема «Постановка когнитивных целей урока» больше интересует учителей. (рис.1) Целью данного коучинга было научить коллег формулировать SMART-цели к урокам. Это необходимо для продуктивной деятельности учителя, а деятельность учителя составляет каждый его урок.

Рисунок 1
Тип школы – городской, общеобразовательный. Деятельность учителей школы характеризуется высокими результатами ЕНТ, достижениями на районном, областном уровнях. Профессионализм учителей не ставится под сомнение. Однако, по личным наблюдениям, лишь часть коллег готовы к новшествам. Что и явилось обоснованием их участия на данном коучинг занятии.
Что касается темы коучинга педагоги были осведомлены о том, что мировой опыт предлагает иную постановку целей урока, но не знали каким образом это делается.
Тема коучинга мне была интересна, потому что в данном аспекте я осведомлена больше, чем мои учителя и могла дать им практичную информацию. Важна для меня, потому что я поняла, что от правильно сформулированных целей вытекает успешный урок и успешная деятельность как учителя, так и ученика.
В контексте нашей школы проведенный коучинг важен тем, что учителя смогут организовывать и отслеживать свою деятельность. Что, несомненно, окажет положительное влияние на формирование личности ученика.
Ожидаемым результатам коучинга было то, что учителя смогут формулировать SMАRT–цели к урокам. На коучинг занятии мои коллеги работали в группах, в парах, создавали презентации, участвовали в психологическом тренинге и иных АМО. Учителя знакомились с раздаточными материалами по требованиям к постановке когнитивных целей урока. Познакомились с Таксономией Блума и поняли, как составлять цели ориентированные на различные уровни мышления.
Так же учителя составляли когнитивные цели к урокам, работая в парах. Проверяли на соответствие SMARТ- целям. На коучинг занятии учителя вступали в полемику, обсуждая и оценивая работу других групп. Вносили коррективы и рекомендации. Предоставили обратную связь на проведенный коучинг.
По ходу коучинг занятия было видно, что учителя самосовершенствуются. Расширяют свои знания в контексте темы коучинга. Можно было пронаблюдать активное включение в процеес работы. (рис.2)
Анализируя проведенное коучинг занятие я выявила следующее: учителя поняли что такое Рисунок 2
СМАРТ-цели, каковыми они должны быть. И смогли безошибочно
сформулировать когнитивные цели к уроку. В этом я убедилась, когда на следующий день ко мне подошла учитель начальных классов с вопросом: «Правильно ли я составила цель к своему уроку?» При ознакомлении с целями и планом ее урока было отчетливо видно, что весь урок и результаты вытекают с поставленных ею когнитивных целей. Удачно прошло ознакомление с Таксономией Блума. Учителя смогли по ходу коучинга озвучить примеры постановки вопросов, целей и составили задания на каждый уровень. Это не было запланировано мною заранее. Необходимо было осмыливать в действии, так как этот аспект очень заинтересовал моих коллег. Так же пошло не по плану следующее: после составления познавательных целей к уроку, ориентированных на ученика, у учителей возник следующий вопрос: «А как надо составлять воспитательные и обучающие цели урока?» Я пояснила, что данные цели ориентированы не на учащегося и предложила им следующие формулировки: «Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии…» на аспект воспитания учеников и «создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля…» на развивающие цели. После чего изучив специальную литературу, пришла к выводу, что дала учителям правильное направление. Интересно прошло обсуждение цитаты Марка Твена, которая легла в идею коучинга. Большое оживление внесла разминка.
На данном коучинг занятии неудачно прошел организационный момент. На видеоматериалах коучинга отчетливо видно, что учителя уставшие, желают просто сидеть, а не работать. Это желание они выражают вслух. Моих коллег не устроило то, что я начала коучинг с самопрезентации. Это означает, что при планировании коучинга я не учла темперамент тех, кто придет ко мне на коучинг, а так же время проведения коучинга (пересменка). Но это задание открыло для всех, что некоторые учителя сочиняют стихи, некоторые самокритичны, а следующие замечательно рисуют. Учителя оживились в тот момент, когда приступили к работе с раздаткой №1. (Раздаточные материалы. Неделя вторая, день четвертый)
В результате проведенного коучинга учителя смогли ознакомиться с некоторыми идеями Программы 2 образовательного уровня. В эту мысль я вкладываю необходимость работы в группах разного состава, что формирует в детях умение приспосабливаться к разным слоям социума, что уже подразумевает некоторую успешность человека. На данном коучинге учителям были продемонстрированы приемы деления на группы, правила работы в группах, которые я, к сожалению озвучила сама в устной форме. Думаю, они поняли и важность проведения разминок.
Изученный учителями материал включает в себя раздатку №1 «постановка когнитивных целей урока» (Раздаточные материалы. Неделя вторая, день четвертый) и раздатку №2 «Таксономия образовательных целей урока» (Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя/Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров. – Б.: «Билим», 2012. – 6-8 с.) Также, посредством раздатки №2, я сумела некоторым образом ввести их в теорию Программы, касательно таксономии Блума. Конечно, мои коллеги не изучили АМО, но, думается, обратили внимание на то, что АМО любой урок сделают «живым».
Доказательством того, что на коучинге учителя обучались и обучились являются материалы фото и видеонаблюдения, на которых, хоть и не ярко, в связи с трудностями организации видеосъемки, отображены моменты процесса работы и обучения, а так же обратной связи (рис.3)

Рисунок 3. На коучинге учителя смогли составить цель к уроку
Еще одним бесспорным доказательством является то, что на общешкольном совещании методических объединений участники коучинга рекомендовали другим учителям познавательную цель урока начинать с имени существительного, а не с глагола, как это делалось ранее. В дополнение к этим рекомендациям другой участник коучинга встала и привела убедительные доводы того, что «старые» цели мы никак не можем реализовать на одном уроке. Данная полемика перешла в школьные коридоры после совещания, без моего присутствия. Я лишь имела возможность наблюдать со стороны.
Анализируя проведенный коучинг, я пришла к мысли, что в будущем важно не упустить из виду следующие моменты: кто придет ко мне на коучинг, каков их темперамент? Задания разработать таким образом, чтобы каждому учителю было интересно и полезно. Очень важно учесть время проведения коучинга. Заранее обговорив этот момент с администрацией. И, возможно, коучинг буду начинать с бодрячков или позитивных роликов. Так как организационный момент имеет существенное влияние на ход и продуктивность всего коучинга. Что касасется конкретно данной темы, то на последующих коучингах закрепим навыки целеполагания, рассмотрим ошибки при постановке когнитивных целей урока, чтобы в практике учителей не было подмены цели задачами, не было декламирования и так далее. Проведя данное занятие я убедилась, что «тренеры–коучи содействуют улучшению практической деятельности учителей». («Руководство для учителя/Коучинг и менториг», стр. 234)

Используемая литература
1. Руководство для учителя/Коучинг и менторинг, стр.235
2. Руководство для учителя/Коучинг и менториг, стр. 234
3. Раздаточные материалы курса. Неделя вторая, день четвертый.
4. Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя/Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров. – Б.: «Билим», 2012. – 6-8 с.)

Тема коучинг-занятия: «Постановка познавательных целей урока».
9 учителей
Цель коучинг – занятия: Учителя научатся ставить достижимые и измеримые цели к уроку.
Ожидаемые результаты: 1. Учителя смогут формулировать достижимые и измеримые цели к урокам, согласно «SMАRT – целям».
Ключевые идеи коучинг – занятия: 1. Цели урока должны быть: конкретными, измеримыми, согласованными, реальными и обозримыми во времени;
2. «Тот кто не видит конкретной цели, всегда удивляется, придя не туда» (Марк Твен)
Ресурсы: раздаточный материал №1 «Постановка когнитивных целей урока», раздаточный материал №2 «Постановка целей по таксономии Блума», маркеры, листы А4, интерактивная доска, запись разминки, таксономия Блума, презентация, постеры, конфеты.

Ход коучинга:

1. Психологический тренинг «Здравствуйте, а это –Я…». 3 мин.
Учителям предлагается создать самопрезентацию. Можно в стихах, в рисунках, просто словами.
Участники коучинг-занятия представляют свои презентации.
Затем предлагается выбрать лучшие три презентации. Авторы трех лучших презентаций, которые сумели наиболее ярко и интересно представить себя выходят и собирают группу методом ответа на следующие вопросы.
— Кого бы вы взяли с собой в горы?
— Кому доверите нести свой рюкзак?
Таким образом учителя поделились на три группы по три человека.

Объявление темы коучинг занятия. «Постановка когнитивных целей урока». Обсудить что такое познавательная цель урока. как учителя составляют цели урока. для чего учителями составляются цели урока? видим ли мы конечную цель урока?

Задание 1. группы создают презентации. «Что такое цель и что мы делаем, чтобы достичь цели?» 4 минуты.

Каждая группа защищает презентацию по одной минуте. всего 3 минуты. + две минуты на комментарии в общем для всех групп.

Учителям предлагается раздаточный материал № 1, который содержит следующие вопросы:
• Определяет ли ваша цель результат обучения?
• Как вы считаете, является ли полезным, выявление учителем достижений учащихся в конце занятия?
• Сможете ли вы «увидеть», «услышать» или «прочесть» результаты обучения? Другими словами – должен быть способ проверки достижения поставленных целей.
• А так же приведены примеры глаголов, которые можно использовать при составлении целей урока. На ознакомление – 7 минут.

Обсуждение материала. каким образом эти глаголы можно использовать при составлении познавательной цели урока? -2 минуты.

Разминка.

Раздатка № 2 «Постановка целей по таксономии Блума». учителя знакомятся с материлом в течении 9 минут. Раздатка содержит характеристику каждого уровня и примеры постановки целей на каждый уровень.

Чтение вслух и обсуждение с целью проследить динамику роста сложности целей в связи с уровнем мышления по таксономии блума.

Демонстрация слайда «SMАRT — цели». Из слайдов учителя знакомятся с прилагательными, которые характеризуют «SMАRT — цели». Обсуждение с учителями достоинств и недостатков SMАRT – целей. 1 минута

Разминка.

Учителям предлагается составить цели по какому-нибудь уроку в парах. Деление на пары произвольное. 5 минут на выполение данного задания.

Пары озвучивают составленные цели. Обсуждение в коллективе. Как можно на конкретном уроке проверить достигнута ли цель? Являются ли составленные цели конкретными, измеримыми, согласованными, реальными и обозримыми во времени. если нет, то как можно более точно сформулировать данные цели? Рекомендации и работа по улучшению формулировки цели. Повторное составление познавательных целей урока (учителя помогают друг-другу). Распределение составленных целей на уровни по таксономии Блума.

Демонстрация слайда «Примеры грамотного целеполагания». Сравнить с составленными целями. Обсудить: правильно ли мы сформулировали цели урока?

Слайл «Вопросы есть?» Ответить на возникшие вопросы учителей по теме коучинга.

Рефлексия «Пятерочка»
Учителям предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец — мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.

Раздаточный материал №1 «Постановка целей урока»
• Определяет ли ваша цель результат обучения?
• Как вы считаете, является ли полезным, выявление учителем достижений учащихся в конце занятия?
• Сможете ли вы «увидеть», «услышать» или «прочесть» результаты обучения ? Другими словами – должен быть способ проверки достижения поставленных целей.
Таблица ниже показывает полезные слова, которые помогут более точно определить цели урока.
К концу урока ученики смогут:
Обобщить…
Классифицировать…
Выделить…
Привести пример…
Использовать…
Применить…
Установить связь…
Определить…
Сконструировать…
Выбрать…
Сопоставить…
Связать…
Показывать связь между…
Объяснить связь между…
Подсчитать…
Найти…
Спроектировать…
Озаглавить…
Оспорить заголовок…
Сократить…
Расширить…
Распространить…
Уменьшить…
Отсортировать…
Создать…
Подтвердить…
Подтвердить свою мысль о…
Объяснить свою мысль о…
Сравнить…
Противопоставить…
Поддержать мысль…
Оценить…
Рассмотреть…
Сконструировать…
Прийти к заключению…
Презентовать…
Выяснить…
Вынести суждение о…
Установить…
Проанализировать…
Присоединить…
Сформировать…
Прокомментировать…
Запомнить…
Вспомнить…
Задать вопрос о…
Выбрать вопрос, который…

Избегайте таких слов, как обсудить, завершить, заполнить, описать, послушать, закончить или собрать. это описание действий или задач. это не цели обучения. они подходят при планировании задач. Это не цели обучения. Они подходят для планирования урока, но не для определения цели.
Избегайте таких слов, как осознать, пережить, практиковать, узнать о…, понять. Они слишком расплывчаты для оценки эффективности обучения. Более того, эти слова не помогут вам в определении знаний, усвоенных учащимися в ходе обучения. эти слова идеально подходят для оценивания целей и практики, но ваша задача состоит в определении результатов обучения, которая покажет прогресс на пути к целям и опыту.

Раздаточный материал №2. «Таксономия образовательных целей»

Познавательные цели охватывают все, что связано с приобретением знаний и развитием умственных навыков. Таксономия Б. Блума представляет собой иерархию следующих мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ, оценка, творчество .
1. Уровень знания — нижний, начальный уровень. Все цели, относящиеся к этому уровню, формируются в терминах механического воспроизведения изученного материала. Например: «Знает признаки весны», «Запомнит название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 20».
2. Чтобы продемонстрировать уровень понимания, учащиеся должны изложить изучаемый материал своими словами. Способность изложить информацию своими словами подтверж¬дает, что учащиеся ее усвоили. Например: «Расскажет о домашних животных», «Определит нечетные числа».
3. На уровне применения цели предполагают применение полученных знаний при выпол¬нении стандартных и нестандартных заданий. Например, «Применяет простые методы вы¬числений».
4. На уровне анализа ученики в состоянии разделить изученный материал на отдельные со¬ставляющие, определить их взаимосвязь. Например, «Ученики смогут разложить произведение числа на множители», «Опишут внешний вид одного из диких животных».
5. На уровне оценки ученики демонстрируют свое отношение к получаемой информации, делают содержательные оценочные суждения об изучаемом материале, о новых данных, от¬носящихся к предмету изучения, При этом основываются на анализе, адекватных доводов и четких критериев. Например, «Может аргументировано объяснить эффективность выбран¬ного метода решения».
6. На уровне творчества ученики, используя свои творческие возможности, представляют изученный материал в новой форме. Например, «Самостоятельно составлет задачу на при¬менение простых методов вычисления».
Ниже представлена таблица на основе таксономии Б.Блума с примерами постановки цели урока с позиции ученика, с учетом иерархии мыслительных навыков.

Уровень Что делает уча-щийся Глаголы, опреде-ляющие деятель-ность учащихся Примеры постановки цели урока, описанные с позиции ученика
Знание
(Рассказывает, показывает, на-правляет) Воспринимает, запоминает, рас-познает Перечислить, запом¬нить, назвать Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель: Ученики в конце урока могут перечислить названия новых вели¬чин измерения длины (сантиметр, миллиметр).
Предмет: Родиноведение Тема: Вода.
цель: В конце урока учащиеся могут перечислить свойства воды.
Понимание
(Сравнивает, противопостав-ляет, демонстри-рует) Объясняет, пре-образовывает, демонстрирует Обсудить, опреде-лить, рассказать Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель: Ученики в конце урока могут определить соотношения между сантиметром и миллиметром.
Предмет: Родиноведение Тема: Вода.
цель: В конце урока учащиеся могут рассказать о процессе перехода воды из одного состояния в другое.
Применение
(Наблюдает, по-могает, крити-кует) Решает пробле-мы, демонстри-рует знания Применить, вы-числить, изменить, выбрать, классифи-цировать, завершить, продемонстриро-вать, обнаружить, исследовать, про-вести эксперимент, иллюстрировать, интерпретировать, модифицировать, оперировать, тре- Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель: Ученики в конце урока могут, применяя линейку, вычислять задан¬ную длину, измерять и самостоятель¬но чертить линии.
Предмет: Родиноведение Тема: Вода.
цель: В конце урока учащиеся ис-следуют воду в различных агрегат-ных состояниях (твердое, жидкое,

нировать, соотне-сти, спланировать, показать, сделать набросок, решить, использовать газообразное) и опишут результаты исследования
Анализ
(Направляет, ис-следует, инфор-мирует) Разделяет, обсуж¬дает, раскрывает Проанализировать, сгруппировать, вы-числить, классифи-цировать, сравнить, связать, противопо-ставить, обсудить, различить, разде-лить, исследовать, проводить экспери-мент, объяснить, вы¬вести, упорядочить, усомниться, соотне-сти, выбрать, разде-лить, проверить Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель: Ученики в конце урока могут сравнивать меры длины.
Предмет: Родиноведение Тема: Вода.
цель: К концу урока учащиеся ис-следуют различные (агрегатные) состояния воды и сравнят их.
Оценка
(Уточняет, до-пускает, гармо-низирует) Дискутирует, оценивает, вы-бирает Доказать, выбрать, сравнить, сделать вывод, убедить, аргументировать, решить, обосновать, объяснить, измерить, предсказать, проран- жировать, пореко¬мендовать, выделить, суммировать, под-держать, проверить, оценить Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель:Ученики в конце урока нау-чатся сравнивать меры длины и делать собственные выводы.
Предмет: Родиноведение Тема: Вода.
цель: В конце урока учащиеся смо-гут сделать вывод относительно раз¬ного агрегатного состояния воды.
Творчество
(Обобщает, оце-нивает, рассуж-дает, создает) Обобщает, фор-мулирует, плани-рует Сгруппировать, собрать, скомбини-ровать, составить, создать, разработать, сформулировать, обобщить, объ-единить, придумать, модифицировать, организовать, спла-нировать, подгото-вить, предложить, перегруппировать, переписать, устано-вить, заменить Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель: Ученики в конце урока могут составить свою задачу на нахожде¬ние длины отрезка.
Предмет: Родиноведение.
Тема: Вода.
цель: Ученики в конце урока при-думают и напишут сказку о капельке воды.

Добавить комментарий

Рефлексивный отчет по коучинг занятию

Отчет В1

Рефлексивный отчет по коучинг занятию.
Одним из ключевых идей коучинга является то, что «коучинг — весьма эффективный способ оказания помощи учителям в их профессиональном развитии и совершенствовании». («Руководство для учителя/Коучинг и менторинг», стр.235) Эта идея меня заинтересовала тем, что учителя, не прошедшие данные курсы не знакомы с принципами постановки цели. В то время, как целеполагание является важным аспектом обучения учащихся.
В период прохождения практики в школе предстояло провести коучинг занятие  с учителями. Для того, чтобы определиться с выбором темы было проведено анкетирование. Анкеты содержали вопросы, предполагающие раскрытие потребностей каждого учителя и общешкольных проблем. Анализируя результаты анкетирования было выявлено, что тема «Постановка когнитивных целей урока» больше интересует учителей. (рис.1) Целью данного коучинга было научить коллег формулировать SMART-цели к урокам. Это необходимо для продуктивной деятельности учителя, а деятельность учителя составляет каждый его урок.  

                                       
Тип школы – городской, общеобразовательный. Деятельность учителей школы характеризуется высокими результатами ЕНТ, достижениями на   районном, областном  уровнях. Профессионализм учителей не ставится под сомнение. Однако, по личным наблюдениям, лишь часть коллег готовы к новшествам.  Что и явилось обоснованием  их участия на данном коучинг занятии.
Что касается темы коучинга педагоги были осведомлены о том, что мировой опыт предлагает иную постановку целей урока, но не знали каким образом это делается.
Тема коучинга мне была интересна, потому что в данном аспекте я осведомлена больше, чем мои учителя и могла дать им практичную информацию. Важна для меня, потому что я поняла, что от правильно сформулированных целей вытекает успешный урок и успешная деятельность как учителя, так и ученика.
В контексте нашей школы проведенный коучинг важен тем, что учителя смогут организовывать и отслеживать свою деятельность. Что, несомненно, окажет положительное влияние на формирование личности ученика.
Ожидаемым результатам коучинга было то,  что  учителя смогут формулировать SMАRT–цели к урокам. На коучинг занятии мои коллеги работали в группах, в парах, создавали презентации, участвовали в психологическом тренинге и иных АМО. Учителя знакомились с раздаточными материалами по требованиям к постановке когнитивных целей урока. Познакомились с Таксономией Блума и поняли, как составлять цели ориентированные на различные уровни мышления.
Так же учителя составляли когнитивные цели к урокам, работая в парах. Проверяли на соответствие SMARТ- целям. На коучинг занятии учителя вступали в полемику, обсуждая и оценивая работу других групп. Вносили коррективы и рекомендации. Предоставили обратную связь на проведенный коучинг.
По ходу коучинг занятия было видно, что учителя самосовершенствуются. Расширяют свои знания в контексте темы коучинга. Можно было пронаблюдать активное включение в процеес работы. (рис.2)
Анализируя проведенное коучинг занятие я выявила следующее: учителя поняли что такое              
СМАРТ-цели, каковыми они должны быть. И смогли безошибочно                      
сформулировать когнитивные цели к уроку. В этом я убедилась, когда на следующий день ко мне подошла учитель начальных классов с вопросом: «Правильно ли я составила цель к своему уроку?» При ознакомлении с целями и планом ее урока было отчетливо видно, что весь урок и результаты вытекают с поставленных ею когнитивных целей. Удачно прошло ознакомление с Таксономией Блума. Учителя смогли по ходу коучинга озвучить примеры постановки вопросов, целей и составили задания на каждый уровень. Это не было запланировано мною заранее. Необходимо было осмыливать в действии, так как этот аспект очень заинтересовал моих коллег. Так же пошло не по плану следующее: после составления познавательных целей к уроку, ориентированных на ученика, у учителей возник следующий вопрос: «А как надо составлять воспитательные и обучающие цели урока?» Я пояснила, что данные цели ориентированы не на учащегося и предложила им следующие формулировки: «Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии…» на аспект воспитания учеников и «создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля…» на развивающие цели. После чего изучив специальную литературу, пришла к выводу, что дала учителям правильное направление. Интересно прошло обсуждение цитаты Марка Твена, которая легла в идею коучинга. Большое оживление внесла разминка.

На данном коучинг занятии неудачно прошел организационный момент. На видеоматериалах коучинга отчетливо видно, что учителя уставшие, желают просто сидеть, а не работать. Это желание они выражают вслух. Моих коллег не устроило то, что я начала коучинг с самопрезентации. Это означает, что при планировании коучинга я не учла темперамент тех, кто придет ко мне на коучинг, а так же время проведения коучинга (пересменка). Но это задание открыло для всех, что некоторые учителя сочиняют стихи, некоторые самокритичны, а следующие замечательно рисуют. Учителя оживились в тот момент, когда приступили к работе с раздаткой №1. (Раздаточные материалы. Неделя вторая, день четвертый)
В результате проведенного коучинга учителя смогли ознакомиться с некоторыми идеями Программы 2 образовательного уровня.  В эту мысль я вкладываю необходимость работы в группах разного состава, что формирует в детях умение приспосабливаться к разным слоям социума, что уже подразумевает некоторую успешность человека. На данном коучинге учителям были продемонстрированы приемы деления на группы, правила работы в группах, которые я, к сожалению озвучила сама в устной форме.  Думаю, они поняли и важность проведения разминок.
 Изученный учителями материал включает в себя раздатку №1 «постановка когнитивных целей урока» (Раздаточные материалы. Неделя вторая, день четвертый) и раздатку №2 «Таксономия образовательных целей урока» (Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя/Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров. – Б.: «Билим», 2012. – 6-8 с.) Также, посредством раздатки №2, я сумела некоторым образом ввести их в теорию Программы, касательно таксономии Блума.  Конечно, мои коллеги не изучили АМО, но, думается, обратили внимание на то, что АМО любой урок сделают «живым».
 Доказательством того, что на коучинге учителя обучались и обучились являются материалы фото и видеонаблюдения, на которых, хоть и не ярко, в связи с трудностями организации видеосъемки, отображены моменты процесса работы и обучения, а так же обратной связи (рис.1)

Рефлексивный отчет по  коучинг занятию
Рисунок 1. На коучинге учителя смогли составить цель к уроку
 Еще одним бесспорным доказательством является то, что на общешкольном совещании методических объединений участники коучинга рекомендовали другим учителям познавательную цель урока начинать с имени существительного, а не с глагола, как это делалось ранее. В дополнение к этим рекомендациям другой участник коучинга встала и привела убедительные доводы того, что «старые» цели мы никак не можем реализовать на одном уроке. Данная полемика перешла в школьные коридоры после совещания, без моего присутствия. Я лишь имела возможность наблюдать со стороны.  
Анализируя проведенный коучинг, я пришла к мысли, что в будущем важно не упустить из виду следующие моменты: кто придет ко мне на коучинг, каков их темперамент? Задания разработать таким образом, чтобы каждому учителю было интересно и полезно. Очень важно учесть время проведения коучинга. Заранее обговорив этот момент с администрацией. И, возможно, коучинг  буду начинать с бодрячков или позитивных роликов. Так как организационный момент имеет существенное влияние на ход и продуктивность всего коучинга. Что касасется конкретно данной темы, то на последующих коучингах закрепим навыки целеполагания, рассмотрим ошибки при постановке когнитивных целей урока, чтобы в практике учителей не было подмены цели задачами, не было декламирования и так далее. Проведя данное занятие я убедилась, что «тренеры–коучи содействуют улучшению практической деятельности учителей». («Руководство для учителя/Коучинг и менториг», стр. 234)

Используемая литература

  • Руководство для учителя/Коучинг и менторинг, стр.235
  • Руководство для учителя/Коучинг и менториг, стр. 234
  • Раздаточные материалы курса. Неделя вторая, день четвертый.
  • Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя/Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров. – Б.: «Билим», 2012. – 6-8 с.)

Тема коучинг-занятия: «Постановка познавательных целей урока».
9 учителей
Цель коучинг – занятия:  Учителя научатся ставить достижимые и измеримые цели к уроку.
Ожидаемые результаты: 1. Учителя смогут формулировать достижимые и измеримые цели к урокам, согласно «SMАRT – целям».
Ключевые идеи коучинг – занятия: 1. Цели урока  должны быть: конкретными, измеримыми, согласованными, реальными и обозримыми во времени;
2. «Тот кто не видит конкретной цели, всегда удивляется, придя не туда» (Марк Твен)
Ресурсы: раздаточный материал №1 «Постановка когнитивных целей урока», раздаточный материал №2 «Постановка целей по таксономии Блума», маркеры, листы А4, интерактивная доска, запись разминки, таксономия Блума, презентация, постеры, конфеты.

Ход коучинга:

  1. Психологический тренинг «Здравствуйте, а это –Я…». 3 мин.

Учителям  предлагается создать самопрезентацию. Можно в стихах, в рисунках, просто словами. 
Участники коучинг-занятия представляют свои презентации.
Затем предлагается выбрать лучшие три презентации. Авторы трех лучших презентаций, которые сумели наиболее ярко и интересно представить себя выходят и собирают группу методом ответа на следующие вопросы.

  • Кого бы вы взяли с собой в горы?
  • Кому доверите нести свой рюкзак?

Таким образом учителя поделились  на три группы по три человека. 

Объявление темы коучинг занятия. «Постановка когнитивных целей урока». Обсудить что такое познавательная цель урока. как учителя составляют цели урока. для чего учителями составляются цели урока? видим ли мы конечную цель урока?

Задание 1. группы создают презентации.  «Что такое цель и что мы делаем, чтобы достичь цели?» 4 минуты.

Каждая группа защищает презентацию по одной минуте. всего         3 минуты. + две минуты на комментарии в общем для всех групп.

Учителям предлагается раздаточный материал № 1, который содержит следующие вопросы:

  • Определяет ли ваша цель результат обучения?
  • Как вы считаете, является ли полезным, выявление учителем достижений  учащихся в конце занятия?
  • Сможете ли вы «увидеть», «услышать» или «прочесть» результаты обучения? Другими словами – должен быть способ проверки достижения поставленных целей.
  •  А так же приведены примеры глаголов, которые можно использовать при составлении целей урока.  На ознакомление – 7 минут.

 

Обсуждение материала. каким образом эти глаголы можно использовать при составлении познавательной цели урока? -2 минуты.

Разминка.

Раздатка № 2 «Постановка целей по таксономии Блума». учителя знакомятся с материлом в  течении 9 минут. Раздатка содержит характеристику каждого уровня и примеры постановки целей на каждый уровень.

Чтение вслух и обсуждение с целью проследить динамику роста сложности целей в связи с уровнем мышления по таксономии блума.

Демонстрация слайда «SMАRT — цели». Из слайдов учителя знакомятся с прилагательными, которые характеризуют «SMАRT — цели». Обсуждение с учителями достоинств и недостатков SMАRT – целей.  1 минута

Разминка.

Учителям предлагается составить цели по какому-нибудь уроку в парах. Деление на пары произвольное.  5 минут на выполение данного задания.

Пары озвучивают составленные цели. Обсуждение в коллективе. Как можно на конкретном уроке  проверить достигнута ли цель? Являются ли составленные цели конкретными, измеримыми, согласованными, реальными и обозримыми во времени. если нет, то как можно более точно сформулировать данные цели? Рекомендации и работа по улучшению формулировки цели. Повторное составление познавательных целей урока (учителя помогают друг-другу). Распределение составленных целей на уровни по таксономии Блума. 

Демонстрация слайда «Примеры грамотного целеполагания». Сравнить с составленными целями. Обсудить: правильно ли мы сформулировали цели урока? 

Слайл «Вопросы есть?»  Ответить на возникшие вопросы учителей по теме коучинга.

Рефлексия «Пятерочка»
Учителям  предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец — мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.

 

Раздаточный материал №1 «Постановка целей урока»

  • Определяет ли ваша цель результат обучения?
  • Как вы считаете, является ли полезным, выявление учителем достижений  учащихся в конце занятия?
  • Сможете ли вы «увидеть», «услышать» или «прочесть» результаты обучения ?  Другими словами – должен быть способ проверки достижения поставленных целей.

Таблица ниже показывает полезные слова, которые помогут более точно определить цели урока.
К концу урока ученики смогут:

Обобщить…
Классифицировать…
Выделить…
Привести пример…
Использовать…
Применить…
Установить связь…
Определить…
Сконструировать…
Выбрать…
Сопоставить…
Связать…
Показывать связь между…
Объяснить связь между…
Подсчитать…

Найти…
Спроектировать…
Озаглавить…
Оспорить заголовок…
Сократить…
Расширить…
Распространить…
Уменьшить…
Отсортировать…
Создать…
Подтвердить…
Подтвердить свою мысль о…
Объяснить свою мысль о…
Сравнить…
Противопоставить…

Поддержать мысль…
Оценить…
Рассмотреть…
Сконструировать…
Прийти к заключению…
Презентовать…
Выяснить…
Вынести суждение о…
Установить…
Проанализировать…
Присоединить…
Сформировать…
Прокомментировать…
Запомнить…
Вспомнить…
Задать вопрос о…
Выбрать вопрос, который…

Избегайте таких слов, как  обсудить, завершить, заполнить, описать, послушать, закончить или собрать. это описание действий или задач. это не цели обучения. они подходят при планировании задач. Это не цели обучения. Они подходят для планирования урока, но не для определения цели.
Избегайте таких слов, как осознать, пережить, практиковать, узнать о…, понять. Они слишком расплывчаты для оценки эффективности обучения. Более того, эти слова не помогут вам в определении знаний, усвоенных учащимися в ходе обучения. эти слова идеально подходят для оценивания целей и практики, но ваша задача состоит в определении результатов обучения, которая покажет прогресс на пути к целям  и опыту.

Раздаточный материал №2. «Таксономия образовательных целей»

Познавательные цели охватывают все, что связано с приобретением знаний и развитием умственных навыков. Таксономия Б. Блума представляет собой иерархию следующих мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ, оценка, творчество.

  • Уровень знания — нижний, начальный уровень. Все цели, относящиеся к этому уровню, формируются в терминах механического воспроизведения изученного материала. Например: «Знает признаки весны», «Запомнит название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 20».
  • Чтобы продемонстрировать уровень понимания, учащиеся должны изложить изучаемый материал своими словами. Способность изложить информацию своими словами подтверж­дает, что учащиеся ее усвоили. Например: «Расскажет о домашних животных», «Определит нечетные числа».
  • На уровне применения цели предполагают применение полученных знаний при выпол­нении стандартных и нестандартных заданий. Например, «Применяет простые методы вы­числений».
  • На уровне анализа ученики в состоянии разделить изученный материал на отдельные со­ставляющие, определить их взаимосвязь. Например, «Ученики смогут разложить произведение числа на множители», «Опишут внешний вид одного из диких животных».
  • На уровне оценки ученики демонстрируют свое отношение к получаемой информации, делают содержательные оценочные суждения об изучаемом материале, о новых данных, от­носящихся к предмету изучения, При этом основываются на анализе, адекватных доводов и четких критериев. Например, «Может аргументировано объяснить эффективность выбран­ного метода решения».
  • На уровне творчества ученики, используя свои творческие возможности, представляют изученный материал в новой форме. Например, «Самостоятельно составлет задачу на при­менение простых методов вычисления».

Ниже представлена таблица на основе таксономии Б.Блума с примерами постановки цели урока с позиции ученика, с учетом иерархии мыслительных навыков.

 

 

Уровень

Что делает уча­щийся

Глаголы, опреде­ляющие деятель­ность учащихся

Примеры постановки цели урока, описанные с позиции ученика

Знание
(Рассказывает, показывает, на­правляет)

Воспринимает, запоминает, рас­познает

Перечислить, запом­нить, назвать

Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель: Ученики в конце урока могут перечислить названия новых вели­чин измерения длины (сантиметр, миллиметр).
Предмет: Родиноведение Тема: Вода.
цель: В конце урока учащиеся могут перечислить свойства воды.

Понимание
(Сравнивает, противопостав­ляет, демонстри­рует)

Объясняет, пре­образовывает, демонстрирует

Обсудить, опреде­лить, рассказать

Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель: Ученики в конце урока могут определить соотношения между сантиметром и миллиметром.
Предмет: Родиноведение Тема: Вода.
цель: В конце урока учащиеся могут рассказать о процессе перехода воды из одного состояния в другое.

Применение
(Наблюдает, по­могает, крити­кует)

Решает пробле­мы, демонстри­рует знания

Применить, вы­числить, изменить, выбрать, классифи­цировать, завершить, продемонстриро­вать, обнаружить, исследовать, про­вести эксперимент, иллюстрировать, интерпретировать, модифицировать, оперировать, тре-

Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель: Ученики в конце урока могут, применяя линейку, вычислять задан­ную длину, измерять и самостоятель­но чертить линии.
Предмет: Родиноведение Тема: Вода.
цель: В конце урока учащиеся ис­следуют воду в различных агрегат­ных состояниях (твердое, жидкое,

 

 

нировать, соотне­сти, спланировать, показать, сделать набросок, решить, использовать

газообразное) и опишут результаты исследования

Анализ
(Направляет, ис­следует, инфор­мирует)

Разделяет, обсуж­дает, раскрывает

Проанализировать, сгруппировать, вы­числить, классифи­цировать, сравнить, связать, противопо­ставить, обсудить, различить, разде­лить, исследовать, проводить экспери­мент, объяснить, вы­вести, упорядочить, усомниться, соотне­сти, выбрать, разде­лить, проверить

Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель: Ученики в конце урока могут сравнивать меры длины.
Предмет: Родиноведение Тема: Вода.
цель: К концу урока учащиеся ис­следуют различные (агрегатные) состояния воды и сравнят их.

Оценка
(Уточняет, до­пускает, гармо­низирует)

Дискутирует, оценивает, вы­бирает

Доказать, выбрать, сравнить, сделать вывод, убедить, аргументировать, решить, обосновать, объяснить, измерить, предсказать, проран- жировать, пореко­мендовать, выделить, суммировать, под­держать, проверить, оценить

Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель:Ученики в конце урока нау­чатся сравнивать меры длины и делать собственные выводы.
Предмет: Родиноведение Тема: Вода.
цель: В конце урока учащиеся смо­гут сделать вывод относительно раз­ного агрегатного состояния воды.

Творчество
(Обобщает, оце­нивает, рассуж­дает, создает)

Обобщает, фор­мулирует, плани­рует

Сгруппировать, собрать, скомбини­ровать, составить, создать, разработать, сформулировать, обобщить, объ­единить, придумать, модифицировать, организовать, спла­нировать, подгото­вить, предложить, перегруппировать, переписать, устано­вить, заменить

Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель: Ученики в конце урока могут составить свою задачу на нахожде­ние длины отрезка.
Предмет: Родиноведение.
Тема: Вода.
цель: Ученики в конце урока при­думают и напишут сказку о капельке воды.

  Иерархия — это расположение от низшего к высшему или от высшего к низшему Толковый словарь С.И. Ожегова.

  Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. wikipedia.org

Добавить комментарий