План-конспект урока ИЗО
разработал учитель рисования и черчения СШ № 16 села Садовое Осакаровского района Карагандинской области
ГОРБАЧЁВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
Тема урока ИЗО: Рисунок в цвете «ОСЕНЬ»
Цели урока:
— обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм и окраски растений;
— развивать у детей умения писать кистью, пользуясь разными приемами: широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти, примакиванием кисти к бумаге и мелкими мазками;
— прививать навыки пространственного расположения рисунка в месте;
— учить заполнять цветом весь рисунок.
Оборудование для урока ИЗО:
Для учителя:
— репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»:
— иллюстрации художника А. Белюкина на стихи А.Пушкина в книге «Уж небо осенью дышало»:
Грамзапись «Октябрь» из детского альбома П. Чайковского «Времена года»
— Большой лист бумаги и все необходимое для демонстрации последовательности выполнения работы красками.
Для учащихся:
— Белая и цветная бумага (голубая, светло серая, желтоватая или бледно зеленая);
— Краски;
— Кисти и все необходимое для выполнения работы красками.
Уроку предшествует наблюдение учащимися за деревьями в школьном саду.
Ход урока ИЗО.
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока.
После проверки готовности класса к уроку учащимся
Учитель говорит, что на уроке они будут рисовать осенние деревья. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природой, деревьями в школьном саду во время прогулки.
3. Беседа.
4. Вопросы учителя:
а) Какое время года?
б) Какие изменения произошли осенью в жизни растений?
в) Чем деревья отличаются друг от друга?
Ответы учащихся обобщаются:
— Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.
— Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.
— Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья. Основание передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних, основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо.
— Работа с иллюстративным материалом.
Затем внимание детей обращается на репродукцию картины И.Левитана «Золотая осень».
— Нравится ли эта картина?
— Объясните почему?
— Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?
Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота.
— Назовите деревья, которые вы видите на картинке?
— Укажите, какие деревья на переднем плане и объясните, как они изображены на картине.
— Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше?
На эти же особенности внимание детей обращается и при просмотре иллюстраций художника А.Белюкина на стихи А.Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса;
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото, одетые поля…
А так же на то, как поэт и художник передают свои чувства и отношения к природе осенью.
Затем учащиеся снова вспоминают свои наблюдения в школьном саду и стараются передать их в рисунке кистью и красками.
Учащиеся выполняют рисунок во весь лист, положив его по горизонтали.
5. Показ и объяснение учителя.
Учитель предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет неба и сверху вниз (слева направо) до горизонтальной линии нанести эту краску на бумагу, как нарисовать облака. Тем детям, которые работают на цветной бумаге, цвет неба заменит ее цвет.
— Затем учитель показывает, как с помощью цвета обозначить землю. Для этого берет коричневую, желтую или зеленую краску.
— После просыхания фона дети пишут деревья (сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом.)
Учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше.
— Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже.
— Потом рисуем ветки. Располагаем их не симметрично, как это обычно рисуют маленькие дети, вокруг стволов, так чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе.
— Цвет стволов пишем широкими мазками кисти.
— Потом легкими плавными линиями намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один работы — метод примакивания кисти к бумаге.
— И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.
После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления.
6. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
7. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся приступают к самостоятельной работе
Во время работы включается грамзапись пьесы «Октябрь» из альбома П.Чайковского «Времена года». Под звуки тихой музыки дети выполняют свои рисунки.
8. Выставка рисунков.
Проводится выставка работ и их анализ.
9. Итог урока. Чему учились на уроке?
— Что вам больше всего понравилось на уроке ИЗО?
— О чем вы расскажите дома?