Автор: Горбачёв Алексей Николаевич, учитель ИЗО и черчения,
КГУ СШ №16 с.Садовое Осакаровского района Карагандинской области
Тема урока: «Прямоугольное проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций» (9 класс)
Цели и задачи урока: 1. обучающая: показать учащимся использование метода прямоугольного проецирования при выполнении чертежа: • необходимость применения двух плоскостей проекций; • создать условия для формирования умений проецировать предмет на две плоскости проекций; 2. развивающая: развивать пространственные представления, пространственное мышление, познавательный интерес и творческие способности учащихся; 3. воспитывающая: ответственное отношение к черчению, воспитывать культуру графического труда.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы, приёмы обучения: объяснение, беседа, проблемные ситуации, исследование, упражнения, фронтальная работа с классом.
Материальное обеспечение: модель для повторения о методах проецирования, интерактивная доска, слайды с таблицей «Прямоугольное проецирование», с задачами, упражнениями, модель двугранного угла и демонстрационная модель детали, карточки с упражнением.
Литература: учебник «Черчение» Есмухан Ж.Б., учебник «Черчение» под редакцией В. В. Степаковой. — М., Просвещение, 2005.
Ход урока:
I. Организационная часть. Сообщение темы и цели урока. Проведем урок-состязание, за каждое задание вы будете получать определенное количество баллов. В зависимости от набранных баллов будет выставлена оценка за урок. II. Повторение о проецировании и его видах, о проецировании на одну плоскость проекций.
Проецирование – это мыслительный процесс построения изображений предметов на плоскости.
Упражнение. Вставьте пропущенные слова в текст определений. 1. Существует _______________ и ______________ проецирование. 2. Если ______________ лучи выходят из одной точки, проецирование называется ______________. 3. Если ______________ лучи направлены параллельно, проецирование называется _____________. 4. Если ______________ лучи направлены параллельно друг другу и под углом 90 ° к плоскости проекций, то проецирование называется ______________. 5. Натуральное изображение предмета на плоскости проекций получается только при ______________ проецировании.
Вывод: значит, чтобы научиться выполнять чертежи, нужно уметь проецировать предметы на плоскость.
Демонстрация проецирования предмета на фронтальную плоскость: 1. Вертикальная плоскость, расположенная лицом к зрителю называется? (Фронтальная плоскость проекций. Обозначается она в черчении латинской буквой V). 2. Как еще можно назвать фронтальную проекцию? (Вид спереди или главный вид). 3. Какое изображение принимают за главный вид? (Изображение, дающее наиболее полное представление о форме и конструкции предмета). 4. Проекция предмета на эту плоскость называется? (Фронтальная проекция). 5. На фронтальной проекции предмета используем размеры? (Длина и высота). 6. Толщину предмета показываем буквой? (S).
Исследовательский проект. Установите соответствие главных видов, обозначенных цифрами, деталям, обозначенным буквами, и запишите ответ в тетради.
![урок черчения в 9 классе урок черчения в 9 классе](http://img.megatorrents.kz/graphic/images/2011/January/11/3ADC_4D2C3A17.jpg)
Упражнение на повторение знаний геометрических тел. По словесному описанию найти наглядное изображение детал Текст описания Основание детали имеет форму прямоугольного параллелепипеда, в меньших гранях которого выполнены пазы, имеющие форму правильной четырехугольной призмы. В центре верхней грани параллелепипеда расположен усеченный конус, вдоль оси которого проходит сквозное цилиндрическое отверстие.
![урок черчения в 9 классе урок черчения в 9 классе](http://img.megatorrents.kz/graphic/images/2011/January/11/37DE_4D2C3A17.jpg)
III. Объяснение новой темы. 1. Перед учащимися ставится проблемная ситуация.
Проанализируйте геометрическую форму детали на фронтальной проекции и найдите эту деталь среди наглядных изображений.
![урок черчения в 9 классе урок черчения в 9 классе](http://img.megatorrents.kz/graphic/images/2011/January/11/C9F4_4D2C3A17.jpg)
Из создавшейся ситуации делается вывод, что все 6 деталей имеют одинаковую фронтальную проекцию. Значит, одна проекция не всегда дает полное представление о форме и конструкции детали. — Какой выход из этой ситуации? (Посмотреть на деталь с другой стороны). Появилась потребность применения ещё одной плоскости проекций.
2. Проецирование на горизонтальную плоскость проекций.
— Вторая плоскость проекций располагается перпендикулярно к фронтальной плоскости. — Это плоскость в черчении называется горизонтальной плоскостью проекций и обозначается латинской буквой H. — Плоскости V и H пересекаются по оси X, вокруг которой можно вращать плоскость H (показать на модели двугранного угла). — Словарная работа — горизонтальная плоскость Н.
![урок черчения в 9 классе урок черчения в 9 классе](http://img.megatorrents.kz/graphic/images/2011/January/11/F075_4D2C3A17.jpg)
. Показ процесса проецирования предмета на две плоскости проекций.
Использовать: — модель двугранного угла и модель детали; — учебную таблицу «Прямоугольное проецирование» на интерактивной доске. Обратить внимание на: — проецирующие лучи (перпендикулярные к плоскостям проекций); — совмещение двух плоскостей в одну (показать наглядно, зачем это нужно); — замена проецирующих перпендикуляров проецирующими линиями связи; — размещение горизонтальной проекции (внизу под фронтальной проекцией в проекционной связи); Постановка размеров: • на фронтальной проекции – длина и высота; • на горизонтальной проекции – длина и ширина; • по оси X или по прямым, параллельным ей, всегда откладывается длина детали; — изображение невидимых элементов детали показывают штриховыми линиями.
![урок черчения в 9 классе урок черчения в 9 классе](http://img.megatorrents.kz/graphic/images/2011/January/11/7C0C_4D2C3A31.jpg)
Метод прямоугольного проецирования обосновал, привел в стройную систему французский инженер, учёный Гаспар Монж. — Словарная работа — эпюр Монжа, комплексный чертёж.
2 балла
|