Система работы преподавателя по классу домра, домбра

КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района
Система работы
преподавателя по классу домра, домбра первой категории
Худяковой Светланы Юрьевны
Обучать — значит вдвойне учиться.
Жубер Ж.
C переходом Казахстанского государства к экономике рыночного типа возникает необходимость подготовки конкурентоспособной личности, то есть человека, обладающего универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, независимо от избранной им профессии уверенно вступать в социальные отношения, способного к самосовершенствованию, активной адаптации на рынке труда.
Так как внешкольные организации строят свою деятельность на принципах доступности, добровольности, то ребенок, пассивный в школе, может проявить свою творческую активность на занятиях в творческом объединении по интересам.
Мечтой любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Школа искусств имеет условия и возможность для претворения этой мечты в жизнь.
Главная цель моей работы: создать условия для развития исполнительских, музыкальных, технических знаний, воспитания гармонично развитой личности, музыканта – любителя или профессионала.
Задачи:
• воспитание самостоятельности, самоконтроля; овладение приемами самообразования и самовоспитания;
• освоение навыков коллективного музицирования;
• развитие способности видеть и понимать гармонию и красоту, знать выдающихся деятелей искусства.
Моя работа строится по принципам доступности, наглядности, системности, саморазвития, информатизации, дифференциации, гуманизации.
Считаю, что каждый школьник – уникально индивидуален и неповторим. Учащиеся отличаются друг от друга по показателям общего развития, по типу памяти, степени концентрации внимания, скорости протекания познавательных процессов. Поэтому мною проводится большая диагностическая работа: изучение мотивации обучения школьника, составляется диагностическая карта по физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни, проводится диагностика по выявлению одаренности, определяется тип памяти учащихся, темперамент, модальность, беглость и гибкость мышления. Ежегодно заполняю индивидуальную карточку учета динамики личностного развития учащихся, а со второго класса такую карточку начинает заполнять сам ученик, что дает ему возможность оценить свои успехи. В этой карточке ученик оценивает такие качества, как терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность. В другой карте учета результатов обучения ученики оценивают свои успехи в учебе: теоретическую подготовку, практические умения, умение осуществлять исследовательскую деятельность, выступать перед аудиторией. Тестирование и диагностирование помогает мне осуществлять постоянное наблюдение за учащимися, организовывать их творческие наклонности, индивидуальные способности, дает возможность определить зону ближайшего развития учащегося.Также на основе диагностирования в конце первого класса разделяю учащихся на разные группы; используя дифференцированный подход в обучении, составляю индивидуальную программу, подбираю индивидуальный репертуар. Одно из правил моей работы – каждый пришедший в школу ученик –талантлив, а моя задача – найти и устранить те причины, которые мешают развиваться способностям ребенка. Мною составлена модель, где отражена система работы с детьми, имеющими признаки одаренности. Убеждена, что индивидуальный подход в обучении дает возможность корректировать развитие детей с низкой мотивацией, плохим здоровьем. Для них также составляю индивидуальный план развития.
Свою работу строю на основе модифицированной программы, составленной на основе государственной. Для повышения мотивации в обучении мною разрабатываются и внедряются рабочие тетради для начинающих.
Основной формой учебной работы являются индивидуальные занятия с учеником. Индивидуальные занятия позволяют мне подходить к обучению ребенка дифференцированно, исходя из его данных, здоровья, цели его обучения, способностей. Ученик развивается и растет на моих глазах под постоянным наблюдением.
На уроках уделяю большое внимание развитию творческих навыков: чтению с листа, транспонированию, ансамблевой игре, подбору по слуху, сочинению вариаций, самостоятельному разучиванию произведений. Ученики рисуют рисунки, сочиняют рассказы, пишут тексты к разучиваемым произведениям, готовят творческие исследовательские работы, сочиняют пьесы. За время обучения учащиеся знакомятся с разными стилями и жанрами музыки. В учебный план включаю обработки народных песен и танцев, произведения русских, советских, зарубежных композиторов, композиторов Казахстана, казахские народные кюи. В репертуар входят произведения различной степени разучивания, завершенности исполнения: для показа на концертах, родительских собраниях, в порядке ознакомления. В урок включаю разнообразные виды деятельности: разучивание музыкальных произведений, упражнения, гаммы, этюды, игры, творческие задания, самостоятельную работу, игру в ансамбле, рефлексию. Для создания ситуации успеха, развития исполнительских, артистических способностей, ученики исполняют произведения на классных часах, родительских собраниях, фестивалях, концертах в общеобразовательных школах. Уроки строю в форме диалога, идет постоянная связь учитель – ученик, ученик – учитель. На уроках учу детей говорить вслух, устно излагать свои мысли. Отношения с детьми стараюсь строить на основе уважения, сотрудничества, справедливости, доверия.
На каждого ученика в классе открываю портфолио, где вместе с ребенком собираю все достижения ученика, его выступления, творческие и исследовательские работы. Личный портфель достижений отражает индивидуальность ребенка. У каждого ребенка есть работы, которыми он может гордиться. Используя портфолио, учащийся не только хранит свои лучшие работы, грамоты, дипломы, но и систематизирует полезную и интересующую его информацию. Это формирует у учащихся положительную мотивацию к обучению. Так же для повышения мотивации использую такие методы и приемы, как: создание положительной атмосферы в классе; включение в урок познавательных игр; анализ жизненных ситуаций; использование ИКТ; самостоятельное выполнение детьми учебных действий, самоконтроль. Занятие музыкой – новый вид деятельности для детей, поэтому считаю обязательным включать в урок физические минутки, особенно для учащихся младших классов: упражнения на расслабление мышц игрового аппарата, для отдыха глаз, дыхательную гимнастику. На уроках развиваю психофизические качества: память, мышление, координацию, внимание, воображение, фантазию, наблюдательность. Для этого использую следующие методики: «Упражнения для развития творческого мышления» (С.Гаврилина), «Изобрази без предмета», «Сколько чего?», «Чего не хватает?» (С.Шмаков). Большой помощью в моей работе и огромным стимулом для детей являются консультации у преподавателей колледжа искусств г. Усть – Каменогорск.
Темой моего самообразования является «Изучение и внедрение новых педагогических технологий». Постоянное знакомство с инновациями в образовании позволяет быть информированной, «держать руку на пульсе», вносить в образовательный процесс что-то новое. В результате, я применяю на уроке такие технологии, как личностно-ориентированная, игровая, проблемного обучения, интенсивного развития, построение и решение ситуационных задач, информационно-коммуникативная. В этом году завершила исследовательскую работу «Самоконтроль и самооценка как основные составляющие самообразовательной компетенции учащихся». Развитие умения самостоятельно работать – очень важное качество для детей. Для развития этого качества включаю в урок такие формы работы, как: самостоятельное разучивание произведений, рефлексию, запись домашнего задания под диктовку ученика, проставление оценки за урок самим учеником.
Большое место в моей педагогической деятельности занимает внеклассная работа. Подготовка и участие в классных часах, общешкольных праздниках самих учеников дает им возможность показать себя не только с профессиональной стороны, но и развить коммуникативные, креативные качества, узнать о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка, стимулирует к дальнейшей работе по самосовершенствованию. Индивидуальную воспитательную работу строю на основе самооценки учащихся сформированности функциональной грамотности (О.Акулова), выявления уровня воспитанности.
Формами подведения итогов работы учащихся являются выступления на концертах, экзаменах, творческих отчетах, открытых уроках, конкурсах. Анализируя выступления на академических концертах и технических зачетах, прихожу к выводу, что ученики добиваются хороших результатов. Все учащиеся сдают экзамены на «4» и «5», побеждают в школьных, районных, областных, международных конкурсах. Качество знаний из года в год – 100%.
Карта успешности учащихся класса
Конкурсы 2010 – 2011 2011 – 2012 2012 – 2013
Школьные I место – 1, III место- 1, IV — 2 I – 1, II – 1, IV — 1 II – 1
Районные Гран при — 1 I — 1
Областной «Мой Независимый Казахстан» Лауреат — 1
Областной «Юный музыкант» IV – 1
Областные Дельфийские Игры
II место – 1уч-ся
Международный фестиваль Диплом участника — 1 Диплом участника — 1 Лауреат — 1
Успех детей я связываю с постоянным самообразованием, повышением уровня педагогического мастерства, использованием новых педагогических технологий, направленных на активизацию творческого мышления учащихся, развитие их самовоспитания и самопознания.
Конечно, моя педагогическая деятельность не обходится без помощи родителей. На все внеклассные мероприятия, концерты приглашаю родителей учащихся, на родительских собраниях дети выступают с концертами – родители должны видеть успешность своих детей, результат их огромного труда, должны гордиться достижениями своих детей. Для выявления трудностей в воспитании, провожу анкетирование родителей, где выясняется, какие виды поощрения и наказания они используют, на основе каких знаний они воспитывают ребенка. После чего провожу беседы, как индивидуальные, так и на родительских собраниях, рекомендую литературу по воспитанию. В конце года на общешкольном родительском собрании подводятся итоги и моим детям вручаются грамоты в рамках конкурса «Страна Гармония – звездная страна». Все удачи и победы детей освещаются в СМИ (газета «ЛЗ Сегодня», «Уба-информ», «Рудный Алтай», энциклопедия «Одаренные дети – будущее Казахстана»).
Свой педагогический опыт представляю на методических объединениях отделения и школы, технических минимумах, педсоветах, школьных и районных семинарах и конференциях, на открытых уроках и практических занятиях, конкурсах педагогического мастерства. В 2012 году в сети Интернет открыла свой сайт. В течение 4-х лет мои статьи печатаются в школьном журнале «Гармония». Так же мои статьи представлены на сайтах http://pedsovet.org, http://collegy.ucoz.ru, http://hudyakovasvetik.ucoz.ru. http://music-art.3dn.ru
Являясь руководителем оркестра преподавателей русских народных инструментов, участником ансамбля «Калинка», оркестра казахских народных инструментов, выступаю на концертах в Доме Культуры, отчетных концертах школы, областных смотрах – конкурсах самодеятельных коллективов. Эти концерты помогают ученикам увидеть, где можно применить свои умения, являются профориентацией и популяризацией народной музыки.
Немецкий педагог 19 века А.Дистерверг говорил: «Учитель, образ мыслей его – вот, что самое главное для обучения и воспитания». Только тот преподаватель, который «горит», может «зажечь» ученика. Работа с детьми требует от учителя обладания таких качеств, как компетентность, доброжелательность и требовательность, креативность, оптимизм, увлеченность делом. Эти качества я стараюсь воспитывать и развивать в себе. Огромное значение имеет атмосфера в коллективе, поэтому с коллегами стараюсь поддерживать ровные, дружеские отношения. Стиль работы – доброжелательный. Стремлюсь быть спокойной и уравновешенной, свободной и эмоциональной, жизнерадостной и приветливой.
Считаю, что дополнительное образование детей выступает как мощное средство развития личности; в процессах дополнительного образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Созданная система работы обеспечивает психолого-педагогические условия для получения качественного образования учащегося, с учетом уровня его способностей и особенностей.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». (В.А.Сухомлинский)

Добавить комментарий