Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Акмолинская область, город Степногорск

Бестобинская средняя школа №2  

учитель русского языка и русской литературы

Какимова Зауре Кайрулловна

Урок русского языка 9 класс

 

Тема:  Сложноподчиненные предложения с  придаточными изъяснительными.

 

Цель:        Познавательные:

  • научить распознавать СПП с  придаточными  изъяснительными среди других придаточных;
  • развивать навыки самостоятельного изучения материала;
  • формировать умение различать пунктограмму постановки знаков препинания;
  • способствовать нравственному и эстетическому воспитанию.
  • Продолжить развитие речи, мышление, память, творческие способности учащихся.

  Задачи урока: 

  • Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном, умение строить СПП с придаточными изъяснительными.
  • Развивающая— продолжить развитие речи учащихся, навыков грамотного письма.
  • Воспитательная – воспитывать интерес к русскому языку и литературе.

 Тип урока:  изучение нового материала.

Форма организации учебной деятельности:  групповая и индивидуальная.

Ход урока

             I.Организационный момент.

             1. Приветствие с говорением и психологический настрой на урок.

Учащиеся хором:

        Небо ясное над нами,

        Твердь земная под ногами.

        Мир дороги открывает,

        Солнце свет нам посылает.

                       Я хочу учиться,

                       Я хочу работать.

                       Я хочу, учась, работать,

                       Я хочу, работая, учиться.

  II.Объявление темы и целей урока.

Тема нашего урока: « СПП с придаточными изъяснительными».

Урок будет проходить в форме групповой и индивидуальной работы.

Вы уже разделились на две группы, надеюсь, что вы подготовились хорошо.

На уроке вы будете показывать свои знания, высказывать свою точку зрения, внимательно слушать друг друга, помогать друг другу. От того, как будет работать группа, активно участвовать каждый ученик, зависит наш урок.

Итак, в добрый путь! В добрый час!

  1. 1.     Лингвистическая разминка.

 Значение какого слова определено неверно?

Декламировать – публично проповедовать свои взгляды,  убеждения.

Абсурдный – нелепый, бессмысленный.

Аскет – человек, ведущий строгий образ жизни, отказавшийся от жизненных благ.

Симулянт – человек, который притворяется, создает видимость чего-либо. (Декламировать – выразительно читать , произносить художественное произведение.)

  1. 2.     Словарный диктант.

Пассивный,  чрезвычайный, режиссер, обыграть, популярный, призадуматься, оптимист, гостиная, коллективный, исподлобья, бессмысленный, нелепый.

Задание:  1.Найти слова с двумя приставками.

2.Сделать разбор по составу следующих слов: нелепый, бессмысленный.

  1. 3.     Мини-тест на знание  теории. Повторение

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, ответьте на следующие вопросы:

— Что такое предложение?

(предложение – синтаксическая единица, состоящая из одного или слов и характеризующаяся интонационной и смысловой законченностью)

— По своей структуре предложения делятся на… .  (простые, сложные)

— По цели высказывания делятся на … .  (повествовательные, вопросительные, побудительные)

— По наличию главных членов предложения делятся на … . (односоставные, двусоставные)

— По наличию второстепенных членов предложения делятся на … . (распространенные, нераспространенные)

— Что такое  сложное предложение? (Сложные предложения состоят из двух или нескольких простых предложении, объединенных в одно целое по смыслу и интонации, которые соединяются с помощью союзов и союзных слов).

— На какие виды делятся сложные предложения?  (ССП,СПП,БСП).

 III. Повторение и активизация знаний, умений и навыков учащихся.

  1. 1.     Групповая работа учащихся.

1)     Даны предложения, расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Найдите СПП в зависимости от вида сложного предложения, спишите его, сделайте синтаксический разбор предложения и схему.

Приш…л март и (на) пр…горках п…казалась первая трава.

Т…ска любви Татьяну гон…т и в сад идет она грустить.

Землю по…сушил мороз и зап…рошило первым снег…м.

       Отец укр…пил ветки ябл…нь, чтобы они (не) сл…мались (от) ветра.- Синтаксич.р-р.

 

2)     Даны предложения, расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

    Найдите ССП в зависимости от вида сложного предложения, спишите его, сделайте     синтаксический разбор предложения и схему.

Он н…когда не плакал зато вр…менами нах…дило (на) н…го дикое упрямство.

Мы буд…м уча…твовать в областной олимпиаде если за…мем первое место в р…йоне.

Я давно уж остав…л тот край где цв…тут луга и ч…щи.

Мы изуч…ем разные пр…дметы чтобы знат… основы наук.

 

( Пришел март, и на пригорках показалась первая трава.- ССП.

Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить. – ССП.

Землю подсушил мороз, и запорошило первым снегом.- ССП.

Отец укрепил ветки яблонь, чтобы они не сломались от ветра.- СПП.)

     

       ( Он никогда не плакал,  зато временами находило  на него дикое  упрямство. ССП.

Мы будем участвовать в областной олимпиаде, если займем первое место в районе. СПП.

Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи. СПП.

Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук. СПП. )

IV. Объяснение новой темы.

  1.  Сегодня на уроке мы будем говорить о сложноподчиненном предложении с придаточными изъяснительными.
  2. Скажите, пожалуйста, из каких частей состоит СПП? 

(СПП   состоит из двух или более неравноправных частей:   главного предложения  (басыңқы сөйлем)  и придаточного  (бағыныңқы сөйлем).

  1. Как вы думаете, что мы знаем, что на этом уроке мы должны узнать, чему научиться?
  2. Какую цель  вы ставите перед собой в соответствии с темой урока?

Подумайте. Согласуйте в группах.

  1. ( Выявить отличительные особенности СПП с придаточными изъяснительными).
  2. (Ученики  после обсуждения в группах предлагают свои версии, которые корректируются  и записываются на доске).
  3. Узнать: на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные.
  4. Выяснить, к чему относятся придаточные изъяснительные — ко всему предложению или к конкретному слову.

            3.   Определить, как присоединяются придаточные изъяснительные к главному   предложению.

      4.  Узнать, какое место может занимать придаточное изъяснительное по отношению к главному.

       5.  Уметь расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными.

       6.  Продолжить составлять схемы СПП.

        7.  Как предполагаете решать поставленные задачи? Кто или что вам в этом поможет? ( выбор метода исследования)

( Ученики предлагают:  изучить материал учебника русского языка, проконсультироваться у учителя, использовать методы схематизации).

V.  Работа  с  учебником. Работа в группах.

ученики читают материал параграфа 17 учебника русского языка;

в группах составляют схему «Кластер», в которую вносят информацию о средствах связи в СПП с придаточными изъяснительными.

 (Схемы составляются на листках, которые вывешиваются на доске и коллективно обсуждаются);

 (СПП с придаточными изъяснительными : 

—  относятся к тем словам в главном предложении, которые требуют пояснения (изъяснения); Такими словами в главном предложении обычно бывают глаголы; реже другие части речи: прилагательные, наречия, существительные. Например, Она дала слово ( в чем?), что выполнит все точно и аккуратно.

—  отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главному предложению:  

1) союзами что, как, будто, чтобы;

      2) союзными словами кто, что, где, куда, как;

      3) при помощи частицы ли, употребленной в значении союза; например: Я не знаю    (чего?), буду ли дома вечером.

 3) в главном предложении при поясняемых словах может быть указательное слово то в разных падежах (то, того, тому, тем, о том).  Оно служит для усиления смысла придаточного предложения и выступает в главном в роли дополнения; Надо запомнить то (что?), что является главным.

— придаточное изъяснительное обычно следует за словом, к которому относится, поэтому оно стоит после главного предложения). Он сказал, что скоро приедет.

— в казахском языке отсутствуют придаточные изъяснительные предложения, а значение изъяснения ( пояснения) передается простыми предложениями с развернутыми второстепенными членами. Например, Ему послышалось, что птица поет.-  Оған құс әндеткендей болып естілді.

— Скажите,чем отличаются союзы от союзных слов?

( Союзы не являются членами предложения,заменяется другими союзами, его можно опустить.)

( Союзные слова являются членами предложения, Заменяется знаменательной частью речи, его нельзя убрать.)

VI. Закрепление.

1.   Выполнение упр.165. (устно) Спишите СПП с придаточными изъяснительными, вместо точек вставляя нужные союзы и союзные слова что, как, будто.

  1. Упр.170. Из двух простых предложений составьте СПП с придаточными изъяснительными. Запишите их и расставьте знаки препинания.
  2. 3.     Тестирование.

     VII. Итог урока. Этап рефлексии:

  1. Что вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
  2. Как вы оцениваете свою    работу? Что было сложным на уроке?

     VIII. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели.

1. Мы сегодня на уроке изучили тему СПП с придаточными изъяснительными. Работали хорошо, может, кто и ошибался, но это не страшно. Ведь мы все люди, а человек может ошибиться, главное, чтобы вы не совершали серьезных, непоправимых ошибок, чтобы каждый из вас оставался человеком, ведь лучше человека ничего нет на земле. Вы согласны с этим утверждением?

             2. Выставление оценок.

       3. Домашнее задание.  Параграф 17, упр.174.

Добавить комментарий