Русский язык
3 класс
Учитель начальных классов
СШ №21 с. Сарыозек
Травнева Ольга Юрьевна
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цель: обобщить и закрепить знания об однокоренных словах, о корне как части слова.
Задачи:
- Уточнить представление о том, что корни в однокоренных словах пишут одинаково; отработать умения распознавать однокоренные слова и выделять в них корень.
- Развивать речевую деятельность, орфографическую зоркость; умение работать самостоятельно, быстро, творчески.
- Воспитывать у учащихся интерес к предмету, ….
Тип урока. Обобщение и закрепление знаний.
Вид урока. Нетрадиционный урок (урок-путешествие).
Методы: Словесный, наглядный (для развития наблюдательности, проявления внимания к изучаемым вопросам), практический (для развития практики умения и навыков).
Проблемно-поисковый (для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу), самостоятельная работа с целью формирования навыков учебного труда.
Приёмы: беседа, показ, рассказ, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, фронтально-коллективная.
Средства обучения (оборудование): рисунок терема Корня, надпись «терем корня», рисунок Корня, доска украшена как лес, цветки с заданиями, рисунки медведя и зайца, буквы Мм, Зз для чистописания, словарные слова, таблица «Части растений», учебник, тетради, муз. запись «Волшебный цветок», тексты дл выборочного списывания, рисунки деревьев с корнями ВОДА, ВОДИТЬ, листочки с однокоренными словами, группы слов для игры «Третий лишний».
Опорные знания: части растений (познание мира), корень слова, главные члены предложения, словарные слова, правописание однокоренных слов.
Мотивация: занимательный материал, стихи к этапам урока, красочная наглядность.
Формы контроля: самоконтроль, контроль со стороны учителя, взаимоконтроль.
Ход урока.
I.Организационный момент. (психологический настрой).
Поприветствуйте, ребята, гостей,
Улыбнитесь друг другу веселей!
Я желаю всем успехов и добра,
А теперь урок начать пора!
II.Постановка темы и задач урока.
— Прочитайте словосочетания, выделите основу и окончание. (Написано на доске.)
Берёзонька милая, красивая берёзка, маленькие подберёзовики, берёзовая роща, зелёный березняк.
— От названия какого дерева произошли все эти слова? (Берёза.)
— Какая часть слова является общей для всех слов? (Берёз-.)
— Тема нашего урока: «Корень слова. Однокоренные слова.»
Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие к терему Корня. (Учитель объясняет что такое терем.). Дорога наша идёт через волшебный лес, где растут грибы, цветочки. И на каждом цветочке есть для нас задания. Мы будем выполнять эти задания и доберёмся в гости к Корню.
III.Оформление тетрадей.
Мы тетрадь свою откроем,
Ручка правильно возьмём
И в тетрадке аккуратно
Дату мы писать начнём.
IV.Работа по теме урока.
И так мы отправляемся в путешествие.
Срываем 1-ый цветочек (чистописание, словарная работа).
Мы отправляемся в гости не одни. А кто с нами будет путешествовать, мы узнаем, если отгадаем загадки.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь.
Это – зверь, лесной…
(Медведь.)
Много бед таят леса:
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся?
(Зайка.)
На какие буквы начинаются названия животных?(Дети называют буквы.)
— Дайте характеристику каждой букве. Какие звуки обозначает каждая буква? (Согласный, звонкий, может обозначать мягкий и твёрдый звук.)
Мм Зз
— Как пишутся слова МЕДВЕДЬ ЗАЯЦ ? Что это за слова? (Словарные.)
(Учитель показывает таблички с названиями животных, на которых закрыты непроверяемые безударные гласные.)
м . |
д |
в |
е |
д |
ь
|
з а . |
ц |
(медведь, заяц) |
— Сколько слогов в словах, сколько букв, звуков?
2-ой цветок. (Учитель вывешивает таблицу «Части растения».)
Перед вами рисунок. Это цветок. А сможете ли вы назвать все части растения?
А какая часть этого растения самая главная?
Давайте подумаем, без какой части оно не сможет существовать. Если у растения сорвать сам цветок, листья или часть стебля, оно ещё сможет какое-то время прожить, хотя будет выглядеть не так красиво. Но если лишить его корня, то ему нечем будет питаться, и из-за этого растение погибнет очень быстро. Значит, главная часть любого растения – это корень.
У слов тоже есть главная часть, и она называется корнем. У всех родственных слов одна и та же общая часть – один и тот же корень. Поэтому их ещё называют однокоренными словами.
Корень имеет своё обозначение (Ç).
Корень – это общая часть родственных слов.
|
Чтобы правильно выделить корень в слове, нужно подобрать несколько однокоренных слов, сравнить их общие части (корни) и только после этого выделить корень в нужном слове.
Ученики читают правило в учебнике.
3-й цветок. Ребята, мы с вами идём через волшебный лес. А в лесу живёт разная нечистая сила (баба Яга, змей Горыныч). Поэтому нам нужно быть СМЕЛЫМИ.
Запишите слово, подберите к нему однокоренные слова, выделите корень. (Один ученик у доски.)
Смелый, смельчак, смелость, смелее.
4 цветок. Работа по учебнику – упражнение 124. Спишите. К подчёркнутому слову подберите однокоренные слова, выделите корень. (Один ученик у доски.)
Ученики читают вслух стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. (О каком времени года говорится в стихотворении? О каких приметах осени говорится?)
5 цветок.
Учитель. Подул прохладный осенний ветерок и сорвал с двух деревьев все листочки, которые упали прямо к вам на парты. Угадайте, с какого дерева какие литья упали.
Не забудьте, что у слов, написанных на листьях, такие корни, как у деревьев. (У каждого ученика на парте лежат листочки. Ребята определяют корень и говорят с какого дерева листочек.)
У однокоренных слов не только общий корень, но и одно лексическое значение. |
ВОДА ВОДИТЬ
1 дерево – водокачка, водоворот, водолаз, водопой, водоросль, водоём, половодье.
2 дерево – водитель, наводчик, заводной, поводок, провод, завод, заводила, вводный.
Учитель. Ребята, один листик приземлился на мой стол. Что же на нём написано? Прочитайте. ВОДОПРОВОД. С какого дерева упал этот листок? Он может быть и с первого, и со второго. (Ребята доказывают свои версии. Первый корень – 1 дерева, второй корень – 2 дерева.)
6 цветок. Музыкальная разминка. Дети поют песню «Волшебный цветок» (1 куплет, припев.)
Через какой лес наша дорога лежит? А каком цветке пели песню? Подберите к слову ВОЛШЕБНЫЙ однокоренные слова.
Варианты — волшебство, волшебники, волшебная.
7 цветок. Самостоятельная работа. Выборочное списывание.
У каждого ученика лежит текст. Из него выписать слова, однокоренные слову ЕЛЬ, выделить корень, поставить ударение. Выписать первое предложение, подчеркнуть главные члены.
Ель растёт на влажных местах. В густой тени елового леса растут кустарники. В молодом ельнике ютятся птицы. Особенно хороши ёлочки зимою. Сквозь зелёную чащобу ёлок трудно пробраться человеку.
(По И. Соколову-Микитову)
Ель, елового, ельнике, ёлочки, ёлок.
Ель растёт на влажных местах.
8 цветок . Игра «Третий лишний».
Учитель. В каждой группе предложенных слов одно – неродственное. Найдите его. (У ребят на партах лежат группы слов, выделить лишнее слово, объяснить почему оно лишнее.)
Летать, лето, лётчик.
Грозить, гроздь, угроза.
Смешной, смешать, смешить.
Вина, винегрет, винить.
Богатый, богатырь, богатырский.
Корень, корневой, коржи.
Желток, железо, жёлтый.
Часовщик, часть, час.
Холод, холмик, холодный.
Циркуль, цирковой, цирк.
Лист, лиса, лисёнок.
Моряк, море, морж.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, гора, городок.
Ветер, вихрь, безветренный.
9 цветок. Домашнее задание. Стр.30 упр.126, правило. (Дом. задание учитель объясняет.)
Рефлексия.
Вот мы и добрались до терема Корня. Ребята, почему он говорит что он самый главный?
Давайте составим рассказ о нашем сегодняшнем путешествии. Как мы путешествовали? Какие задания выполняли? Какие больше всего вам понравились?
Оценки за урок.
Друг другу помогали – Да?
Руку поднимали – Да?
Пятёрки получали – Да?
Все работали хорошо, спасибо за урок.