урок русского языка в 5 классе

 

Тема: «Слово и его лексическое значение».

         Цели урока:

 

  1. Познакомить учащихся с определением понятий \»лексика\», \»лексическое и грамматическое значения слова\», познакомить с толковыми словарями.
  2. Использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках русского языка.

Задачи:

1. Обучающие: обучать умению учащихся различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, формировать навыки комплексного анализа текста.

2. Развивающие: развивать на основе сказки воображение и речь учащихся, развивать умение учащихся пользоваться толковым словарём, развивать навыки аргументировано и связно формулировать ответы

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к сказке как  живому слову русского народа.

Оборудование:  учебник, мультимедийная презентация, текст сказки «Колобок», Толковый словарь С.И. Ожегова.

 

Ход урока:

 

                                                                     Эпиграфы:  «Слово — исключительная способность                   человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить…»

                                                                                                                                      В. И. Даль

 

                                                                                           Начинает сказка сказываться.

                                                                                                                                                (Слайд 3)

I. Вступительное слово учителя:

(учитель читает стихотворение В. Шефнера)

 

Много слов на земле…. Есть дневные слова, —

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

 

  1. II.      Беседа с классом

 

— Итак, ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о словах.

 Объявление темы и цели урока. (Слайд 1-2)

— Прочитаем эпиграфы нашего урока. (Слайд 3)

— Посмотрите на экран, что вы видите? (хлеб) (Слайд 3)

Запишем в тетради пословицу. (Слайд 4)

                                 

                                         «Хле… – всему    г…лова»

 

— Вставим пропущенные буквы.  Проверим.

Работа у доски

— Запишем транскрипцию и сделаем фонетический разбор слова ХЛЕБ.

[ХЛ΄Э́П]                                                                  

— Как вы думаете, хлеб как продукт питания важен для человека? (ответы)

     (Слайд 5)

— Послушаем стихотворение о Хлебе. (Читает подготовленный ученик)

Вот он — хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

 

— Действительно,  “Хлеб – дар божий”,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода.  И дар этот сопровождает человека на всем пути его исторического развития.

     (Слайд 6)

— В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. А  умели ли эти люди говорить? (ответы)

 

— Верно, их речь только начинала развиваться. Вместе с новыми бытовыми навыками приходили и новые слова.

— Слова переходят к нам из века в век и некоторым уже тысячу лет.

— Слова связывают нас друг с другом. А как они это делают? (ответы)

— Верно, молодцы! Мы общаемся при помощи слов. А почему мы понимаем друг друга?  Как связаны между собой слова? И что они образуют? (Слова связаны между собой по смыслу и образуют предложения)

Правильно, каждое слово что-то значит, т.е. имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ  (Слайд 7)

— Вспомним, как еще связаны слова в предложении? (Грамматически)

— Верно. Слова в предложении связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. А что входит в это понятие? (Набор грамматических признаков)

— К грамматическому значению относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число.

— Посмотрите на доску. В каком случае будет предложение, а в каком – набор слов? (Слайд 8)

— Итак, можем ли мы сказать, что слово становится значимым и понятным в предложении? (утвердительные ответы)

 

— Остановимся конкретнее на ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ.

— Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях. (Слайд 9)

— А составителем первого «Толкового словаря живого великорусского языка» был Владимир Иванович Даль (Слайд 10)

— Толковые словари — это справочные книги, в которых собраны значения всех известных нам слов. И книги эти постоянно растут, потому что наш язык пополняется все новыми и новыми словами. Все слова в них расположены по алфавиту.

 

  1. III.      Работа со словарем

 

— Давайте найдем в Толковом словаре С.И. Ожегова значение слова ХЛЕБ.

Словарная статья  (Слайд 11)

»хлеб — плоды, семена злаков, размалываемые в муку (в значении №2) Сеять х. Сдача хлеба государству. Х.- всему голова (посл.).

»хлеб — хлеб то же, что и пропитание. Зарабатывать себе на х. Х. насущный (то, что необходимо для пропитания, существования). Не хлебом единым жив человек (посл.). Быть на хлебах у кого-нибудь ([ устаревший, устаревшая форма ] и прост.).

» хлеб — хлеб такие злаки Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Х. на корню.

» хлеб — хлеб средства к существованию, заработок. Эта работа — верный х.

» хлеб — хлеб такой продукт в виде крупного выпеченного изделия Круглый, высокий х. Ставить хлеба в печь.

» хлеб — хлеб пищевой продукт, выпекаемый из муки (в значении №2) Печеный х. Ржаной или черный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также [в переносном значении ] : о пропитании, пище вообще).

 

— Посмотрите, сколько значений у этого слова! А как вы думаете, можно ли назвать хлебом вот этого персонажа? (Слайд 12)

— Он вам знаком? Кто это? (Колобок)

— А откуда пришел к нам этот Колобок?

— Молодцы! Он пришел нам из сказки «Колобок».

— Обратимся к эпиграфу (Слайд 13)

 

                                         Начинает сказка сказываться.

 

— Ребята, как вы думаете, откуда эти слова? (из сказки). Что они нам обещают? Они погружают нас в удивительный  мир волшебства! В сказку, в которой любимые герои отправляются в путь-дорогу, где им обязательно встретятся испытания. Поднимите руки, кто из вас НЕ любит сказки? Давайте вспомним, какие сказки мы знаем? (ответы)

 

Работа у доски:

— Молодцы! Поработаем у доски.

 

Морфемный разбор слова СКАЗЫВАТЬСЯ.

 

Работа со словарем

— Хорошо. А теперь давайте посмотрим, есть ли наш Колобок в словаре?

(Слайд 14)

КОЛОБО́К, -бка, м. Небольшой круглый хлебец. Пшеничный к.

 

— Итак, мы выяснили, что колобок – это небольшой круглый хлебец. А каким был наш сказочный Колобок? (маленьким и круглым)

— Ребята, как вы думаете, чем похожи слова КОЛОБОК, КОЛЕСО, КОЛБАСА, КОЛЕНО? (они все обозначают круглые предметы) (Слайд 15)

— Вы верно подметили. Все эти слова  произошли от одного древнерусского слова КОЛО, что означало КРУГЛЫЙ. (Слайд 16)

 

  1. IV.      Работа с текстом сказки

— Ребята, давайте вспомним, что такое ТЕКСТ. Обратите внимание на доску.

(Слайд 17)

1. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

 

2. Состряпала колобок, изжарила в масле; взяла старуха крылышко; и на окошко студить положила; наскребла муки горсти две; по сусеку помела; замесила муку на сметане; по коробу поскребла.

— Где здесь ТЕКСТ? (1)

— Верно. А почему вы так думаете? Что значит ТЕКСТ? (Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности; текст можно озаглавить)

Хорошо. Какова тема  текста, который перед вами? Или как мы озаглавим этот текст? (Приготовление колобка)

 

— Обратимся к сказке. Вспомним, как Колобок появился на свет?

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

 

Физминутка:

Ребята, давайте повторим те движения, которые делала бабушка, когда стряпала Колобка.

 

— Молодцы, теперь вернемся к словам. Вы можете без словаря объяснить, что означает СУСЕК, КОРОБ? (Слайд 18)

 

— Да, в наше время мы затрудняемся объяснить значение этих слов. Как вы думаете, почему? (ответы)

 

— Верно. Молодцы! Потому что эти предметы исчезли из нашего обихода, а вместе с ними ушли и слова. Но об этом мы поговорим позже. А теперь найдем в словаре значение этих слов.

 

Толковый словарь Ожегова. (Слайд 18-20)

СУСЕК — СУСЕК, а, муж. ( обл.). То же, что закром (в 1 знач.). Зерно, мука в сусеках.

ЗАКРОМ — а; мн. закрома, ов; м. 1. Отгороженное место в амбаре, куда ссыпают зерно, муку и т.п.

КО́РОБ, -а, мн. -а, -ов, муж. Лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-н.

 

— Хорошо, мы выяснили происхождение Колобка. А что же с ним случилось потом?

 

(Дети вспоминают и пересказывают вкратце сюжет сказки: сказка о том, как баба по просьбе деда испекла Колобок и \»положила на окошко студиться\». А Колобок прыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился, встречал различных зверей (медведя, зайца, волка). Все звери хотели съесть Колобок, но он пел им песенку и звери его отпускали.  Лисице Колобок тоже спел песенку, но она притворилась глухой и попросила Колобка сесть ей \»на носок, да пропеть ещё разок\». Колобок сел лисе на нос, та его и съела.)

— Молодцы! Вы очень хорошо знаете эту сказку. А можно рассказать все то же, но немного по-другому. Послушайте. Читает учитель:

     В сказке колобок создаётся стариком и старухой путем метения по амбарам и поскребания по сусекам как сферической формы хлеб, который внезапно оживает и убегает из дома. Сюжет сказки представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи с различными говорящими животными (представителями фауны), намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он путём не очень обоснованной логической индукции аргументирует свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса с помощью обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит Колобка на тщеславии и, воспользовавшись его добротой (выраженной в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы), съедает.

— Чем отличается мой рассказ от вашего? (Отличается стилем)

— Молодцы, вспомним стили речи. (Научный, разговорный и художественный стили)

Хорошо, к какому стилю речи относится ваш рассказ? (К разговорному)

Мой рассказ? (Ближе к научному)

А  каким же стилем написан текст самой сказки? (Художественным)

Какие признаки художественного текста мы видим в сказке «Колобок»? Поработаем с текстом. (Тропы: олицетворение, метафора; повторы и т.д. с примерами из текста сказки)

— Верно! Вспоминая признаки текста, можем ли мы назвать сказку «Колобок» текстом? Связаны ли в ней слова по смыслу и грамматически?  (ответы)

— Какова же основная мысль этой сказки как текста? (Тема хвастовства и т.д.)

— В чем был неправ Колобок? (ответы)

— Верно, Колобок слишком много хвалился и много болтал, за это и пострадал. Вспомним песенку, которую пел Колобок:

(Слайд 21)                       Я Колобок, Колобок,

                                         Я по коробу скребен,

                                         По сусеку метен,

                                         На сметане мешон

                                         Да в масле пряжон,

                                         На окошке стужон.

                                         Я от дедушки ушел,

                                         Я от бабушки ушел,

                                         От тебя, ……., подавно уйду!

 

— Какие пословицы вы подобрали бы к этой сказке?

(работа вместе с учителем:

\»Говори меньше, думай больше\»

\»Легко хвалится, легко и свалится\».

\»С умом задумано, да без ума сделано\»

\»Удерживай слово, когда оно навредить может\» и др.

 

  1. V.      Работа по вариантам

— Найдем в учебнике на стр. 127 (учебник 2001 года) какое еще значение имеют слова? (Грамматическое)

Частично мы это уже затронули. Что же такое  грамматическое значение слова? (К грамматическому значению слова относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число)

Для чего служит грамматическое значение слов? (Для связи слов в предложении)

— Итак, мы с вами выяснили, что слова имеют лексическое и грамматическое значение. Перед вами пословица:

                    I                                                     II

  ХОТЬ ХЛЕБА НЕТ, ДА ЛАСКОВОЕ СЛОВО БЫЛО БЫ.

— Можно сказать, что это предложение? (Можно)

Почему это предложение? (Между словами есть грамматическая связь)

— Давайте, определим грамматическое значение выделенных слов (работа по вариантам)

(Слайд 22)                       ХЛЕБА – м.р., ед.ч., Р.п.

                                         СЛОВО – ср.р., ед.ч., И.п.

 

  1. VI.      Итоги урока. (Слайд 23)                       

— Итак, ребята,  что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Мы с вами говорили о лексическом и грамматическом значении слов. Давайте, еще раз скажем, для чего нужны нам слова? Что значит объяснить лексическое значение слова? Что относится к значению грамматическому? (ответы)

— А почему же сказка живет вместе с народом и передается из поколения в поколение?(Слайд 24)                       — Наверное, потому что это русское слово, которое отражает нашу культуру, доносит ее до наших потомков.

— Вы сегодня хорошо работали. (Выставление оценок)

  1. VII.      Домашнее задание (Слайд 25)                      

Прочитать § «Слово и его лексическое значение», выполнить упражнение 328 (заполнить кроссворд)

  1. VIII.      Рефлексия.

— Для того чтобы оценить нашу с вами работу, заполните анкету, которая перед вами на партах. Подчеркните ответ, соответствующий вашему настроению:

1.На уроке я работал

хорошо

плохо

2.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3.Урок для меня показался

коротким 

длинным

4.За урок я

не устал

устал

5.Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен

не понятен

7.Домашнее задание мне кажется

легким

трудным

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

урок русского языка в 5 классе

русский язык 5 класс

ТЕМА УРОКА: Непроизносимые согласные в корне

Цели урока:

1.Повторить и обобщить особенности правописания непроизносимых согласных в корне

2. Развивать наблюдательность ,внимание,умение анализировать и делать выводы.

3.Воспитывать ответственное отношение к собственной грамотности.

Ход урока

1. Организационный момент.

-привествие учащихся;

— проверка готовности к уроку;

-выявление отсутствующих.

2.Сообщение темы и целей урока

3. Тесты на повторение пройденного материала (уровневые задания)

 1 уровень

1. Раздел науки, который изучает звуки речи.

2.Указать гласный звук.

3. Укажите согласный звук

4. Указать непарный звонкий согласный.

5. Укажите непарный глухой согласный.

     2 уровень

1.Укажите слово, где букв больше, чем звуков

2. Укажите слово, где звуков больше, чем букв.

3. Укажите слово с равным количеством букв и звуков.

     3 уровень

1. Сделать фонетический разбор слова ЕЛЬ

2.Составить синквейн на тему ФОНЕТИКА

4. Письмо по памяти

Здравствуте! добрая ласковость слова

Стерлась на нет в ежедневном привете.

Здравствуйте! это же — будьте здоровы,

Это же дольше живите на свете.

5. Повторение правила правописания непроизносимых согласных в корне слова

А)проверяемые согласные в корне (зуб-зубной)

Б) непроизносимые согласные в корне (солнце)

Г) непроверяемые согласные в корне (теннис) 

Д) правописание непроизносимых согласных в корне

6. Закрепление новой темы

-Выписать из текста. записанного на доске, слова с непроизносимыми согласными, обозначит орфограмму

До чего ж сегодня день  прелестный,

Солнце, будто в праздник, так горит!

освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Но стоит прекрасная корова-

Смотрят грустные ее глаза

Значит, ей пастух суровый

\»Здравствуте\» сегодня не сказал.

-найти в этом стихотворении слово с -сн-,в котором непроизносимой согласной нет.

— вставить пропущенные буквы в словах, подобрать проверочные слова.

— со…нце, буревес…ник, сверс…ник, трос…ник, вес…ник, пас…бище, лес…ница, капус…ница, мест…ность,праз…ник, сер…це.

7.Подведение итогов.

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами повторили то, что вы уже знали.Что мы должны сделать, чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной в корне? (подобрать такое проверочное слово,в котором проверяемая согласная произносилась отчетливо.

— решение кроссворда.

по горизонтали:

1. человек такого же возраста.(сверстник)

2. ряд ступенек, идущих вверх или вниз.(лестница)

3.центральный орган кровообращения.(сердце)

4.Как называют того, кто принес весть.(вестник)

5.Белая бабаочка.(капустница)

по вертикали.

1.Ну-ка кто из вас ответит:

не огонь , а больно жжет.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.(солнце)

3.Водянистое растение.(тростник)

7.Большая морская птица.(буревестнок)

8.Еда (яства)

 

Добавить комментарий

урок русского языка в 5 классе

ТЕМА УРОКА: Непроизносимые согласные в корне

Цели урока:

1.Повторить и обобщить особенности правописания непроизносимых согласных в корне

2. Развивать наблюдательность ,внимание,умение анализировать и делать выводы.

3.Воспитывать ответственное отношение к собственной грамотности.

Ход урока

1. Организационный момент.

-привествие учащихся;

— проверка готовности к уроку;

-выявление отсутствующих.

2.Сообщение темы и целей урока

3. Тесты на повторение пройденного материала (уровневые задания)

 1 уровень

1. Раздел науки, который изучает звуки речи.

2.Указать гласный звук.

3. Укажите согласный звук

4. Указать непарный звонкий согласный.

5. Укажите непарный глухой согласный.

     2 уровень

1.Укажите слово, где букв больше, чем звуков

2. Укажите слово, где звуков больше, чем букв.

3. Укажите слово с равным количеством букв и звуков.

     3 уровень

1. Сделать фонетический разбор слова ЕЛЬ

2.Составить синквейн на тему ФОНЕТИКА

4. Письмо по памяти

Здравствуте! добрая ласковость слова

Стерлась на нет в ежедневном привете.

Здравствуйте! это же — будьте здоровы,

Это же дольше живите на свете.

5. Повторение правила правописания непроизносимых согласных в корне слова

А)проверяемые согласные в корне (зуб-зубной)

Б) непроизносимые согласные в корне (солнце)

Г) непроверяемые согласные в корне (теннис) 

Д) правописание непроизносимых согласных в корне

6. Закрепление новой темы

-Выписать из текста. записанного на доске, слова с непроизносимыми согласными, обозначит орфограмму

До чего ж сегодня день  прелестный,

Солнце, будто в праздник, так горит!

освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Но стоит прекрасная корова-

Смотрят грустные ее глаза

Значит, ей пастух суровый

\»Здравствуте\» сегодня не сказал.

-найти в этом стихотворении слово с -сн-,в котором непроизносимой согласной нет.

— вставить пропущенные буквы в словах, подобрать проверочные слова.

— со…нце, буревес…ник, сверс…ник, трос…ник, вес…ник, пас…бище, лес…ница, капус…ница, мест…ность,праз…ник, сер…це.

7.Подведение итогов.

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами повторили то, что вы уже знали.Что мы должны сделать, чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной в корне? (подобрать такое проверочное слово,в котором проверяемая согласная произносилась отчетливо.

— решение кроссворда.

по горизонтали:

1. человек такого же возраста.(сверстник)

2. ряд ступенек, идущих вверх или вниз.(лестница)

3.центральный орган кровообращения.(сердце)

4.Как называют того, кто принес весть.(вестник)

5.Белая бабаочка.(капустница)

по вертикали.

1.Ну-ка кто из вас ответит:

не огонь , а больно жжет.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.(солнце)

3.Водянистое растение.(тростник)

7.Большая морская птица.(буревестнок)

8.Еда (яства)

 

Добавить комментарий