программа прикладного курса по физике: \»физика в медицине\»

Автор: Учитель физики II категории Драмарецкий Дмитрий Павлович

СКО, район Магжана Жумабаева, КГУ \»Таманская средняя школа\»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс предназначен для учащихся 11-го класса, рассчитан на 17 часов.

Цель курса: расширить знания учащихся и создать ориентационную и мотивационную основу для осознанного выбора профиля обучения (способности ориентироваться в мире профессий физика, медицинского работника, биофизика). Для этого предлагается знакомство учащихся с особенностями применения физических знаний в медицине. Данный курс предполагает использование знаний физики, химии и биологии и знакомство учащихся с их применением в различных разделах медицины: в распознавании и лечении болезни, в понимании явлений, происходящих в здоровом и больном организме, в теоретических обобщениях.

Задачи курса:

  1. Формировать познавательный интерес.
  2. Расширить кругозор учащихся.
  3. Развить умение обосновывать физиологические процессы с точки зрения физических процессов.
  4. Формировать умение самостоятельно приобретать и применять знания.
  5. Формировать умения работать с источниками информации.

Содержание курса соответствует познавательным возможностям учащихся 11 класса, но предоставляет ученику возможность работы на уровне повышенных требований, развивая его учебную мотивацию. Программа курса содержит, с одной стороны, материал по более углубленному изучению излагаемых в школьной программе избранных разделов физики, с другой – предполагает изучение таких вопросов физики, которые не входят в школьный курс.

Программа курса составлена на межпредметной основе и включает три основные части:

  • теоретические знания в области физики;
  • теоретические знания в области биологии, медицины;
  • изучение интересов и способностей школьника, склонность человека к профессии.

На элективном курсе используются различные формы организации обучения: лекции, практические работы, самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.

Виды деятельности:

  • cамостоятельные исследования;
  • устные сообщения учащихся;
  • подготовка презентаций;
  • работа со справочной литературой, энциклопедиями, Интернет;
  • учащиеся самостоятельно выбирают: тему исследования, вид отчетных работ, литературу, с помощью которой они будут готовить собственные работы.

Ученики получает зачет при условии:

  • посещения всех занятий;
  • выполнения исследовательской работы (проекта).

 

Содержание программы

Введение (1 ч)

  • Значение для человека знаний по биологии, биофизике, медицинской физики.

Элементы биомеханики (2 ч)

  • Рассмотрение некоторых вопросов биомеханики: раздела биофизики, в котором рассматриваются механические свойства живых тканей и органов, а также механические явления, происходящие как с целым организмом, так и с его органами. Эргометрия.
  • Физиологическая акустика, изучающая устройство и работу звуковоспринимающих и звукообразующих органов человека и животных.

Физический практикум

  • Определение максимальной скорости движения пальцев.

Физика человеческого глаза (3 ч)

  • Оптическая система глаза и некоторые её особенности. Бинокулярность. Цветовое зрение.

Физический практикум

  • Определение разрешающей способности глаза.

 

Физические методы лечения (11 ч)

Физиотерапия. Действие физических факторов на организм человека.

Физические основы лечения электричеством. Электрический ток. Электрическое поле. Электрический ток в жидкостях. Гальванизация. Аппарат для гальванизации. Физиологическое действие гальванизации. Электрофорез.

Импульсный ток. Виды импульсных токов. Электростимуляция мышц. Виды стимуляции. Аппарат для лечения.

Физические основы магнитотерапии. Магнитное поле. Токи Фуко. Физические основы индуктотерапии.

Физические основы УВЧ-терапии. Физиологическое действие.

Физические основы микроволновой терапии. Электромагнитные волны. Основные положения электромагнитной теории Максвелла. Свойства электромагнитных волн. Физиологическое действие. Физические основы действия электромагнитных полей на ткани организма.

Ионизация. Физические основы лечения ионизированным воздухом.

Звуковые волны. Ультразвук. Физиологическое действие ультразвука.

Спектр света. Видимые и невидимые излучения. Физиологическое действие света. Физиологическое действие инфракрасного, ультрафиолетового излучений, излучения видимой части спектра.

Рентгеновское излучение. Принципы Генерации характеристического и тормозного излучений. Открытие рентгеновских лучей. Свойства. Применение. Рентгенодиагностика. Основы рентгеноскопии, рентгеноструктурного анализа.

Индуцированное излучение. Оптический квантовый генератор. Применение лазеров в медицине. Физические основы лечения лазером. Лазеротерапия.

Естественные и искусственные источники света. Гелиотерапия. Аэротерапия. Солнечно – воздушные ванны. Солярий. Воздушные ванны. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Действие на организм и применение в медицине. Источники ИК и УФ излучений.

Теплоемкость. Теплопроводность. Температура кожи. Физическая терморегуляция. Химическая терморегуляция. Действие тепловых процедур. Действие холодовых процедур. Физические основы лечения водой.

 

 

Темы исследовательских работ

  1. Жизненные ресурсы человека.
  2. Физика для медицинской диагностики.
  3. “Энергетика” в развитии человека.
  4. Атмосфера и человек. Влияние атмосферы на здоровье человека.
  5. Магнитное поле и живые организмы.
  6. Роль ультразвуков и инфразвуков в живой природе.
  7. Использование звуков для постановки диагноза в медицине.
  8. Взаимосвязь строения кожи и ее роль в процессе теплорегуляции.

Учебно-тематический план


п/п

Тема курса

Кол-во часов

1

Введение. Некоторые вопросы биомеханики

1

2

Механические свойства живых тканей и органов. Эргономтрия

1

3

Л/п №1: «Определение максимальной скорости движения пальца руки»

1

4

Оптическая система глаза и некоторые её особенности.

1

5

Бинокулярность. Цветовое зрение.

1

6

Л/П №2: «Определение разрешающей способности глаза»

1

7

Физические основы лечения электрическим током и магнитотерапии. УВЧ

1

8

Физические основы микроволновой терапии

1

9

Физические основы лечения ионизированным воздухом

1

10

Лечение ультразвуком

1

11

Физические основы лечения светом. Рентгеновские лучи

1

12

Физические основы лечения лазером.

1

13

Физические основы лечения Солнцем и воздухом

1

14

Физические основы лечения водой и теплом

1

15-16

Работа над проектом

2

17

Урок-семинар (защита проектов)

1

 

Итого:

17

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Ливинцев Н.М. Курс физики в двух частях. Учебник. -М: Высшая школа, 1978.
  2. Биофизика. Учебник /под редакцией Владимирова Ю.А./. -М: Медицина.1983.
  3. Пасынков Е.И. Физиотерапия. — М, 1995
  4. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. Учебник.- М: Высшая школа. 1987.
  5. Ремизов А.Н. Учебник по медицинской и биологической физике. М. “Дрофа”, 2003 г., 500 с.
  6. Чандаева, С. А. Физика и человек. — М, 1994.
  7. Рыженков, А. П. Физика. Человек. Окружающая среда. — М.: Просвещение, 2000.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Косщкий, Г. И., Дьяконова, И. Н. Резервы нашего организма. — М.:Просвещение, 1993.
  2. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. Учебник. — М: Высшая школа.1996.
  3. Энциклопедия для детей: Физика. Т. 16. — М: Аванта, 2003.
  4. Человек. Т. 18. — М: Аванта, 2003.

 

 

Добавить комментарий