урок черчения в 9 классе

Урок: «Прямоугольное проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций» (9 класс)
Автор: Горбачёв Алексей Николаевич, учитель ИЗО и черчения,
КГУ СШ №16 с.Садовое Осакаровского района Карагандинской области

Тема урока: «Прямоугольное проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций» (9 класс)

Цели и задачи урока:
1. обучающая: показать учащимся использование метода прямоугольного проецирования при выполнении чертежа:
необходимость применения двух плоскостей проекций;
создать условия для формирования умений проецировать предмет на две плоскости проекций;
2. развивающая: развивать пространственные представления, пространственное мышление, познавательный интерес и творческие способности учащихся;
3. воспитывающая: ответственное отношение к черчению, воспитывать культуру графического труда.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы, приёмы обучения: объяснение, беседа, проблемные ситуации, исследование, упражнения, фронтальная работа с классом.

Материальное обеспечение: модель для повторения о методах проецирования, интерактивная доска, слайды с таблицей «Прямоугольное проецирование», с задачами, упражнениями, модель двугранного угла и демонстрационная модель детали, карточки с упражнением.

Литература: учебник «Черчение» Есмухан Ж.Б., учебник «Черчение» под редакцией В. В. Степаковой. — М., Просвещение, 2005.

 

Ход урока:

I. Организационная часть.
Сообщение темы и цели урока.
Проведем урок-состязание, за каждое задание вы будете получать определенное количество баллов. В зависимости от набранных баллов будет выставлена оценка за урок.
II. Повторение о проецировании и его видах, о проецировании на одну плоскость проекций.

 

Проецирование – это мыслительный процесс построения изображений предметов на плоскости.

Упражнение. Вставьте пропущенные слова в текст определений.
1. Существует _______________ и ______________ проецирование.
2. Если ______________ лучи выходят из одной точки, проецирование называется ______________.
3. Если ______________ лучи направлены параллельно, проецирование называется _____________.
4. Если ______________ лучи направлены параллельно друг другу и под углом 90 ° к плоскости проекций, то проецирование называется ______________.
5. Натуральное изображение предмета на плоскости проекций получается только при ______________ проецировании.

Вывод: значит, чтобы научиться выполнять чертежи, нужно уметь проецировать предметы на плоскость.

Демонстрация проецирования предмета на фронтальную плоскость:
1. Вертикальная плоскость, расположенная лицом к зрителю называется? (Фронтальная плоскость проекций. Обозначается она в черчении латинской буквой V).
2. Как еще можно назвать фронтальную проекцию? (Вид спереди или главный вид).
3. Какое изображение принимают за главный вид? (Изображение, дающее наиболее полное представление о форме и конструкции предмета).
4. Проекция предмета на эту плоскость называется? (Фронтальная проекция).
5. На фронтальной проекции предмета используем размеры? (Длина и высота).
6. Толщину предмета показываем буквой? (S).

Исследовательский проект.
Установите соответствие главных видов, обозначенных цифрами, деталям, обозначенным буквами, и запишите ответ в тетради.

урок черчения в 9 классе

Упражнение на повторение знаний геометрических тел.
По словесному описанию найти наглядное изображение детал
Текст описания
Основание детали имеет форму прямоугольного параллелепипеда, в меньших гранях которого выполнены пазы, имеющие форму правильной четырехугольной призмы. В центре верхней грани параллелепипеда расположен усеченный конус, вдоль оси которого проходит сквозное цилиндрическое отверстие.
урок черчения в 9 классе

III. Объяснение новой темы.
1. Перед учащимися ставится проблемная ситуация.
 

Проанализируйте геометрическую форму детали на фронтальной проекции и найдите эту деталь среди наглядных изображений.
урок черчения в 9 классе
Из создавшейся ситуации делается вывод, что все 6 деталей имеют одинаковую фронтальную проекцию. Значит, одна проекция не всегда дает полное представление о форме и конструкции детали.
— Какой выход из этой ситуации? (Посмотреть на деталь с другой стороны).
Появилась потребность применения ещё одной плоскости проекций.

2. Проецирование на горизонтальную плоскость проекций.

— Вторая плоскость проекций располагается перпендикулярно к фронтальной плоскости.
— Это плоскость в черчении называется горизонтальной плоскостью проекций и обозначается латинской буквой H.
— Плоскости V и H пересекаются по оси X, вокруг которой можно вращать плоскость H (показать на модели двугранного угла).
— Словарная работа — горизонтальная плоскость Н.

урок черчения в 9 классе

. Показ процесса проецирования предмета на две плоскости проекций.

Использовать:
— модель двугранного угла и модель детали;
— учебную таблицу «Прямоугольное проецирование» на интерактивной доске.
Обратить внимание на:
— проецирующие лучи (перпендикулярные к плоскостям проекций);
— совмещение двух плоскостей в одну (показать наглядно, зачем это нужно);
— замена проецирующих перпендикуляров проецирующими линиями связи;
— размещение горизонтальной проекции (внизу под фронтальной проекцией в проекционной связи);

Постановка размеров:
• на фронтальной проекции – длина и высота;
• на горизонтальной проекции – длина и ширина;
• по оси X или по прямым, параллельным ей, всегда откладывается длина детали;
— изображение невидимых элементов детали показывают штриховыми линиями.

урок черчения в 9 классе

Метод прямоугольного проецирования обосновал, привел в стройную систему французский инженер, учёный Гаспар Монж.
— Словарная работа — эпюр Монжа, комплексный чертёж.

2 балла

Добавить комментарий