урок географии

Разработал учитель истории и географии СШ № 16 С.Садовое Осакаровского района Карагандинской области  Садыкова Ю.Ю.

  Класс: 7                         Предмет: География

 

Тема: Тихий океан

Цель:   Дать представление учащимся о Тихом океане: ФГП, история исследования, рельеф дна, климат, природные пояса, экология.

Задачи:

à   изучить особенности природы Тихого океана;

à   активировать познавательную деятельность учащихся; 

à   развивать коммуникативные способности.

Тип урока: нестандартный (пресс-конференция)

Оборудование:

à   выставка книг «Тихий океан»

à   интерактивная доска

à   тесты 

à   контурные карты

à   атласы

à   карточки

Формы и методы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (2 человека).

ХОД УРОКА

  1. I.      Организационный момент.

СЛАЙД № 1

— Здравствуйте ребята! Садитесь.

Сегодня мы с вами посветим урок одному из особенных географических объектов – Тихому океану.

Всемогущий Тихий Океан
Созерцала с двух его сторон…
Серо-синий… погружен в туман
Строгостью холодной омрачён…
Неприветлив буйностью своей —
На Курильских дальних островах…
Скал угрюмых, россыпи камней…
Сила… мощь, внушающая страх!

СЛАЙД № 2

Что мы знаем о Тихом океане? (Ответы учеников).

Да, знаем мы не так уж и много. И наша задача узнать много нового. Давайте вместе с вами обозначим цель урока. (Ответы учащихся).

СЛАЙД № 3

Мы здесь собрались ребята на пресс-конференцию, чтобы узнать о Тихом океане. Вы сегодня выступаете в роли экспертов и журналистов.

Представлю вам экспертов:

Беляева Т.- социолог, климатолог

 Коровина У.- начальник экспедиции

 Торопов В. — топонимик

 Кадырова Ж. — библиограф

 Нигматулина Р. – путешественник

 Бевер А. — эколог

 Магамадов Д. – картограф

 Садыкова Ю. Ю. – пресс-секретарь

Итак, начнем.

à                                       БАЙМУРАДОВА Г. газета «Гео»

У меня вопрос к социологу Беляевой Татьяне. Я слышала, что вы провели социологический опрос? Какая была тема? Какая цель?

СЛАЙД № 4

Беляева Т. отвечает.

            МАКИШЕВА А. журнал «Шар»

Что означает диаграмма?

Беляева Т. Диаграмма показывает качество знаний по данному вопросу.

__________________________________________________________________

à                                       КАЙМАКОВ ЖАСУЛАН журнал «Вокруг Света»

Вопрос к начальнику экспедиции Коровиной У. Что вы можете рассказать о ФГП Тихого океана?

СЛАЙД № 5

           Коровиной У. отвечает.

Физико-географическое положение Тихого океана

     Тихий океан – самый большой на нашей планете, его площадь больше площади всей суши, и занимает около 1/3 поверхности Земли.

     Расположен Тихий океан между материками Евразией и Австралией на западе,   Северной и Южной Америкой на востоке, Антарктидой на юге.

     Береговая линия на востоке океана расчленена слабо; выделяется несколько полуостровов и заливов. Полуострова – Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка, Йорк, Аляска, Калифорнийский. Заливы – Аляска, Калифорнийский.

     Тихий океан изобилует островами, их более 10 тысяч. Большая их часть находится в центральных областях океана и на западе и называется эта часть Океанией. Наиболее крупные из них – Новая Гвинея, Сахалин, Японские острова, Новая Зелендия, Гавайские острова, Алеутские острова, Марианские, Филиппины.

    На западе между Евразией и островами лежит много морей. Это район самого большого расчленения береговой линии на Земле. Некоторые моря лежат в зоне взаимодействия литосферных плит (Японское, Охотское). Они глубокие и отделены от океана островными дугами.

                    __________________________________________________________________

à                                       СУНДЕТОВА Г. журнал «Планета»

Вопрос к путешественнику Нигматулиной Р. какие исследования были проведены в Тихом океане?

СЛАЙД № 6-10

Нигматулиной Р. отвечает.

Фернандо Магеллан. 28 ноября 1520 г. три наши корабля наконец обогнули с юга Америку, вышли в неизвестный океан – часть его была ранее названа Бальбоа «Южным морем». Почти четыре месяца наши корабли шли по океану на запад. Плавание очень трудное. Запасы продуктов кончились.

            «Сухари, которыми мы питались превратились в пыль, смешанную с червями, загаженную крысами и издававшую поэтому невыносимое зловоние. Мы пили гнилую воду, также издававшую зловоние… Мы ели кожи, которыми покрывают реи, чтобы веревки не перетирались деревом… и даже крысы, столь противные человеку, сделались таким изысканным блюдом, что за них платили по полдуката золотом за штуку».

Р. Это первое плавание европейцев по Тихому океану и по существу – открытие с востока самого большого на Земле океана. Магеллан назвал его Тихим океаном.

СЛАЙД № 7

            Джеймс Кук.  

Путешествия Джеймса Кука дали много нового о южной части Тихого океана, были изучены острова Тихого океана – Новая Зеландия, Таите, Гавайские острова, архипелаг Общества, Новую Каледонию.

СЛАЙД № 8

Лисянский и Иван Фёдорович Крузенштерн Тихий океан встретил наши корабли ветрами и бурями. во время одного из очень сильных штормо СЛАЙД № 9 в корабли разлучились и соединились только у одного из Маркизских островов. Здесь Крузенштерн изучал и описывал природу острова, быт местных жителей и хозяйственную деятельность. Затем они отправились к Гавайским островам (в честь Лисянского был назван остров открытый им в северо-западной части Гавайских островов). А чуть позднее от Гавайских островов Крузенштерн направился в Японию, а Лисянский на Аляску.

СЛАЙД № 10

Степан Осипович Макаров пересек Тихий океан за семь месяцев, достигнув японского порта Иокогамы. Затем долгое время моряки изучали Тихий океан и Охотское море. В мае 1892 г. С.О. Макаров закончил труд ««Витязь» и Тихий океан». В 1904 г. броненосец «Петропавловск», на котором Макаров возвращался из боевого похода, наткнулся на японскую мину и затонул.

Твой гроб – броненосец, могила твоя –

Холодная глубь океана.

И верных матросов родная семья —

Твоя вековая охрана!

Делившие лавры, отныне с тобой

Они разделяют и вечный покой!

 

__________________________________________________________________

à               ФРИЦЛЕР А. журнал «Океан»

У меня вопрос к Торопову В. Почему Тихий океан имеет такое название?

Торопову В. отвечает.

      Название «Тихий» океан получил во времена Ф. Магеллана, который пересек его близ экватора при исключительно благоприятных погодных условиях, ни разу не встретив шторма.

 

            МАКИШЕВА АЙЖАН

А есть у океана другое название?

Торопову В. отвечает.

      У этого океана есть и другое название – Великий, данное ему в XVIII в. французским географом Бюошем и отражающее его исключительность.

 

__________________________________________________________________

à               СУНДЕТОВА Г.

Вопрос к климатологу Беляевой Т. Почему Тихий океан считают теплым?

СЛАЙД № 11

Постепенно крутить мышкой

Беляева Т. отвечает.

__________________________________________________________________

à               МОРОЗОВА А. журнал «Морская волна»

Вопрос к Магамадову Дмитрию. Расскажите о рельефе дна океана?

СЛАЙД № 12

Магамадов Д. отвечает.

Рельеф дна Тихого океана имеет сложное строение. Океан лежит почти целиком на одной литосферой плите, которая на своих границах взаимодействует с другими плитами. По краям океана на границах литосферных плит находятся самые глубокие его части (Алеутская впадина, Курило-Камчатская, Филиппинская, Японская, Марианская) и располагается знаменитое «огненное кольцо». Это область распространения действующих вулканов и землетрясений.

 

            БАЙМУРАДОВ Г.

Что такое тайфун и где они формируются?

СЛАЙД № 13-14

Магамадов Д. отвечает.

Тайфун – разновидность тропического циклона, которая типична для северо-западной части Тихого океана. Слово «тайфун» на языках аборигенов островов Карибского моря и Центральной Америки означают «сильный ветер»

__________________________________________________________________

à               ГАСЮК К. журнал «Земля»

Вопрос к экологу Бевер А. Расскажите об экологической обстановке в Тихом океане?

СЛАЙД № 15-16

Бевер А. отвечает.

__________________________________________________________________

à               МУХАМАДИЕВ Р.

Где брали информацию для подготовки презентации?

Кадырова Ж. отвечает.

__________________________________________________________________

 

v   Задание № 1. А теперь мы с вами закрепим изученный материал.

СЛАЙД № 17

На столе у вас лежат тестовые задания, отметьте их. (2 мин)

Давайте проверим вместе с вами. Молодцы!

v   Задание № 2. Суть следующего задания состоит в том, чтобы найти соответствующее название определенному животному.

СЛАЙД № 18

             Давайте проверим ваши ответы. Отметили.

СЛАЙД № 19

             Вернёмся к слайду

СЛАЙД № 18

и проверим ответы Магамадова Дмитрия.

 

v   Задание № 3. Отгадай кроссворд.

СЛАЙД № 21

Давайте проверим

СЛАЙД № 22

v   Задание № 4.  Работа на к/к.

СЛАЙД № 23

                        На интерактивной доске вам необходимо отметить острова, моря, полуострова цифрами, а котловины подписать.

v   Мы с вами вернемся обратно к

СЛАЙД № 2

Что мы сейчас можем написать?

 

Итак, наш урок подошел к концу мы с вами сегодня плодотворно поработали, узнали много нового.

Оценки за урок я выставляю в таблицу.

СЛАЙД № 24

 

Открывайте дневники и записывайте Д/З

СЛАЙД № 25

У вас на столах остались последние листочки – ответьте на них.

Спасибо за урок. До свидания!

Добавить комментарий