Дифференцированный подход в обучении английскому языку

  Ташенова Гаухар Жумабаевна 

г. Уральск

Уральский гуманитарный колледж

Преподаватель английского языка

Рубрика: Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам

  Дифференцированный подход в обучении английскому языку

   Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков является дифференцированный подход в обучении. Эта проблема актуальна и для преподавателей колледжа. Студенты колледжа являются выпускниками разных школ (городских, сельских) и имеют разную языковую подготовку. Таким образом, нужно учитывать индивидуальные особенности студентов группы.

    В дидактике обучение, учитывающее индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е.основные свойства личности учащегося, принято считать дифференцированным.

    Дифференцированное обучение строится на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от способностей учеников и уровня сформированности речевых навыков и умений. На уроках используются различные учебные задания (наличие или отсутствие опор), работа в группах и парах различного состава.

Различные упражнения (фонетические, грамматические), многократное повторение лексического материала, зрительные опоры, схемы помогают усвоению учебного материала. Учащиеся с рассеянным вниманием, плохой памятью и заторможенным восприятием усваивают учебную программу после многократного повторения, помощи со стороны преподавателя (дополнительные упражнения, зрительные опоры) и работы в группах (парах) с «сильными» учащимися. Необходимо поощрять малейшие успехи учащихся, поддерживая интерес к изучению иностранного языка. Студенты, которые быстро усваивают учебный материал, привлекаются к ведению занятия, им предлагаются индивидуальные творческие работы.

Основными задачами дифференциального подхода в обучении иностранному языку считается удовлетворение познавательных потребностей и сильных и слабых обучающихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый обучающийся работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность.

     Таким образом, дифференцированный подход в обучении заключается:

1) В подборе заданий различной сложности и объема, как на уроке, так и при выполнении домашних заданий.

2) В вариативности темпа освоения учебного материала.

3) В организации помощи со стороны учителя и работе в парах сменного состава.

4) В привлечении учащихся к выполнению индивидуальных творческих заданий (проектов).

 Такой дифференцированный подход позволяет избежать чрезмерных нагрузок и боязни языка у учащихся с низкой и средней степенью обучаемости, а «сильным» студентам — проявить в работе самостоятельность и творчество, повышая, тем самым, и у тех, и у других интерес к изучению языка.

    Дифференцированное обучение предполагает разный уровень усвоения учебного материала, при котором глубина и сложность одного и того же учебного материала различна: от владения базовым уровнем знаний в соответствии с требованиями образовательного Стандарта до углубленного, расширенного усвоения данного учебного материала.

С целью реализации дифференцированного подхода в обучении английскому языку используются технология дифференцированного обучения (т.е. разноуровневого обучения) с последующим разноуровневым контролем усвоения учебного материала.

   Дифференцированный подход в обучении английскому языку – это организация учебного процесса, при котором индивидуальные особенности каждого учащегося учитываются во время организации учебной деятельности на уроке в конкретном классе, т.е. учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы “A”, “B”, “C” по следующим индивидуальным признакам:

в группу “А” отбираются высокомотивированные учащиеся, легко справляющиеся с заданиями, отвечающими Стандарту образования (высокий уровень обученности);

в группу “В” отбираются мотивированные учащиеся, хорошо успевающие по предмету, но у которых все-таки иногда возникают трудности в выполнении того или иного задания контрольной работы, отвечающих Стандарту образования (средний уровень обученности);

в группу “С” отбираются “слабомотивированные” учащиеся, которые нередко либо плохо успевают по предмету, либо вообще не успевают (низкий уровень обученности)

      Критериями отбора учащихся на тот или иной уровень (группы “A”, “B”, “C”) будут служить результаты тестирования, основанного на материале, заданиях и требованиях базового уровня владения английским языком на каждой ступени обучения.

Учет желания учащихся обязателен, если он хочет из группы “С” (по распределению преподавателя, основанного на результатах теста) перейти в группу “В”, но не наоборот.

Необходимо предоставлять студентам возможность взять на себя ответственность за самостоятельный выбор уровня усвоения и сложности учебного материала в зависимости от индивидуальных потребностей учащихся, т.к. это позитивно сказывается на мотивации к изучению английского языка, но ни в коем случае нельзя допускать преднамеренного занижения своих способностей.

Например, применение дифференцированного обучения иностранному языку при изучении грамматического материала Past Simple. Освоение структур с этим временем осуществляется первоначально с опорой на наглядность. Преподаватель задает вопросы. Работают и сильные и слабые обучающиеся. Сильные помогают своим более слабым товарищам, исправляют сделанные  ими ошибки. Далее роль учителя берет на себя один из хорошо подготовленных обучающихся. После этого ведущим может быть любой ученик из группы, в том числе и менее способный. Успешно осуществляется овладение этими грамматическим материалом с помощью раздаточного материала, карточек. Предлагаются задания трех степеней сложности, в зависимости от уровня овладения обучающимися структурами в Past Simple

  1. Для обучающихся с высокой степенью подготовленности дается задание составить рассказ по теме. Например: At the cinema.

Yesterday I went to the cinema. I met with my friends at 6 o’clock. We bought Coke and popcorn and came in. There were many people. The film was very interesting. It was a love story…

  1. Менее подготовленные студенты получают задание ответить на вопросы. Например: Where were you yesterday? What did you do at 5 o’clock? Where did you go at 6 o’clock?
  2. Обучающимся с низким уровнем обученности предлагаются упражнения по преобразованию предложений в   Past Simple.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранова Г.П. Основы дифференцированного обучения иностранным языкам (неяз. вуз). Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1999
  2. Бухаркина М.Ю. Технология разноуровневого обучения. «Иностранные языки в школе», №3, 2003 г
  3. Вайсбурд М.Л. Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению. «Иностранные языки в школе», №1-2, 1999г,
  4. Полат Е.С. Разноуровневое обучение. «Иностранные языки в школе», №6, 2000 г,
  5. Полат Е.С. Разноуровневое обучение. «Иностранные языки в школе»№1, 2001 г,
  6. Есипович С.В. «Дифференцированный подход в обучении иностранному языку» ( «Иностранные языки в школе» 1989 год, №4)
  7. Федорова Л.Э. Дифференцированное обучение студентов иностранному языку.// Сб. Неродные языки в учебных заведениях. / Отв. ред. Бабкин В.Ф.; Материалы науч. конф. Воронеж, гос. арх.-строит, академии. Вып. 2. Воронеж: ВГАСА, 1997
  8. . Щосева Е.П. Дифференцированный подход к обучению монологической речи на первом этапе неязыкового вуза (англ. яз.): Автореф. . канд. пед. наук: (№13.00.02.) /Моск. гос. лингв, ун-т. -М., 1991.

Добавить комментарий