О семинарских занятиях и групповой форме работы.

Шарашкина Елена Николаевна, учитель истории КГУ СШ №2, села Есиль, Осакаровского района, Карагандинской области.

О семинарских занятиях и групповой форме работы.

(из опыта работы)

Одной из активных форм обучения в старших классах, как известно, являются семинарские занятия. Их эффек¬тивность заметно повышается благодаря использованию групповой работы. Хочу поделиться опытом организации и проведения таких уроков.
В течение первых месяцев работы в классе изучаю общее развитие и индивидуальные особенности учащихся. С учетом их подготовленности и межличностных отноше¬ний формируются группы. В каждой группе выбирается лидер. После такой предварительной работы приступаю к проведению семинарских занятий.
Семинар «Защита проблемы (вопроса)». Перечень вопро¬сов, выносимых на семинар, сообщается учащимся заблаго¬временно. Указывается также необходимая литература. В начале урока вопросы в конверте раскладываются на столе (коли¬чество вопросов должно превышать количество групп). Раз¬бор конвертов представителями групп обычно занимает не более трех минут. Затем в течение пяти минут группы проду¬мывают вопрос, подбирают необходимые материалы из имеющихся в кабинете пособий, определяют основного доклад¬чика. В защите вопроса (основное сообщение, дополнение к нему, ответы на вопросы) участвует вся группа. Проб¬лема считается защищенной, когда у оппонентов исчер-паются вопросы.
Семинар «Малые группы» отличается от предыдущего тем, что при рассмотрении того или иного вопроса опре¬деляется (посредством лотереи) роль группы (отвечаю¬щие, дополняющие, оппоненты, рецензенты).
Вместо традиционного повторительно-обобщающего урока провожу семинар «Круглый стол» (по интересам). Его отли¬чительной особенностью является сочетание индивидуальной и групповой форм деятельности. Кроме того, большая часть урока (обычно это спаренный урок) отводится на самостоятельную работу в группах, в которые учащиеся объединяются по интере¬сам (видам деятельности). Одни группы работают над постав-ленными вопросами, активно обсуждают их, тем самым образуя малый «круглый стол». Другие группы (возможно, и отдель¬ные учащиеся) получают (в конверте) практические задания: составить кроссворд, лото, игру, написать критическую заметку, составить план и тезисы предполагаемой экскурсии и т. д. В конце урока учащиеся рассказывают о результатах своей работы и ходе ее выполнения.
Все названные виды семинаров предполагают использо¬вание элементов дискуссии (по мере приобретения опыта могут проводиться и уроки-дискуссии). Это позволяет вы¬явить многообразие мнений, развивает способность к актив¬ному и альтернативному мышлению, воспитывает культуру об¬щения. Разумеется, дискуссия может состояться при нали¬чии проблемных вопросов, сообщаемых учащимся заблаговре¬менно (это не исключает обсуждения и спонтанно возник¬ших на уроке вопросов). Учитель тактично направляет дискуссию, предугадывая возможное нарастание или сниже¬ние ее интенсивности, остроты, результативности.
Учащиеся активнее включаются в дискуссию, если им пред¬ложить примерно такую памятку.
1. Не бойся ошибиться, иди на риск. Без этого нет нового знания. Твоя позиция может быть оспорена, но в благожелательной форме, однако не настаивай на своем мнении, если оно признано ошибочным.
2. Цель дискуссии — сообща искать истину. Это форма
коллективного поискового труда, поэтому не стремись во что бы
то ни стало опровергнуть оппонента, доказать свою правоту.
В споре есть только одна победа — новые знания.
3. Вступай в разговор, если твоя мысль не совпадает
с мнением других.
4. Ничего не принимай на веру, без достаточного обоснования. Любую мысль рассматривай только как допущение, подлежащее проверке, исследованию. Только в резуль¬тате критического анализа приходи к тому или иному убеждению.

Добавить комментарий