Тема: «Сложение и вычитание чисел первого десятка»
Цель:
Образовательные: закрепление знаний по нумерации чисел от 1 до 10
Развивающие: развитие мыслительных действий: анализ, сравнение, обобщение, классификация развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке
Воспитательные: привитие интереса к предмету; воспитание у учащихся чувства товарищества
Ход урока
I Организационный момент
А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Готов к работе мой отряд?
Занимай свои места.
Математика сложна.
Но скажу с почтеньем
Математика нужна
Всем без исключения!
— Прежде чем начать, урок создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу и нашим гостям.
II . Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
— Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие. А отправимся мы с вами в волшебный загадочный цирк, где работают на радость людям весёлые клоуны, разные животные, одним словом цирковые артисты. И постараемся на уроке показать им всё то, чему мы с вами научились на уроках математики, т.е. закрепим с вами тему «Сложение и вычитание первого десятка»
— А заведует этим цирком злой волшебник Карабас Барабас.
III Постановка проблемы
— Но прежде, чем отправиться в цирк мы должны купить билеты на цирковое представление. Но, к сожалению двери цирка закрыты. Обратите внимание, что около дверей стоит грустный клоун с конвертом. Наверное, он хочет нам сообщить что-то важное.
«Дорогие, ребята! Наши представления отменяются. Карабас Барабас запретил нам выступать, потому что наши артисты не умеют ни считать, ни писать правильно цифры и не умеют решать задачи. Злой Карабас Барабас очень на нас рассердился и закрыл цирк. Помогите нам, ребята овладеть этими знаниями. Тогда злой волшебник подобреет и откроет для всех двери цирка. Ваши друзья.\»
— Ребята, вы согласны отправиться к цирковым жителям и помочь им?
— Тогда в путь!
— Путь нам предстоит не близкий, но мы с вами обязательно преодолеем все трудности.
— А чтобы добраться до цирковых жителей нам предстоит пройти через заколдованный лес. Лес очень дремучий и пройти через него практически невозможно. Но мы можем облегчить себе путь, расставив деревья в порядке возрастания.
— Назовите однозначные числа.
— Назовите двузначное число.
— Назовите чётные числа.
— Назовите нечётные числа.
— Какое число идёт при счёте за числом 3? 6? 9?
— Какое число идёт перед числом 2? 5? 8?
— Назовите «соседей» чисел 4; 7; 9.
— Молодцы, ребята! Вы успешно справились с этим заданием. Теперь мы спокойно сможем добраться до цирковых жителей.
— А дорогу нам покажет клоун Федя, который тоже работает в этом цирке.
— И так в путь!
IV Контроль, коррекция и закрепление знаний
1. Каллиграфическая минутка
— И так, мы попали в гости к кому? (К слонику)
— А почему вы думаете, что это цирковой слоник? (У него цирковой костюм, шляпа с перьями)
— А сколько у него перьев на шляпе? (3)
— Сколько жёлтых перьев? (2)
— Сколько синих перьев? (1)
— Давайте покажем нашему герою, как мы можем красиво писать цифры 1, 2, 3, заодно и слоник вместе с нами научится писать эти цифры.
— А что мы знаем об этих цифрах? (Однозначные, 1 и 3 нечётные, 2 чётное) Показ образца.
— Пропишите в тетради эти цифры.
— А на чём стоит слоник? (На звёздах, но они почему-то не горят, наверное, что-то случилось)
— Всё дело в том, что злой Карабас Барабас их заколдовал.
-Давайте поможем слонёнку их расколдовать и зажечь. А для этого надо выполнить задание, которое написано на этих звёздах. (Записать выражения и расставить знаки: больше, меньше или равно)
— На какие две группы можно разделить выражения? (На равенства и неравенства)
— Молодцы, ребята! Мы преодолели ещё одну трудность.
-И так, в путь! Нельзя терять ни минуты.
2. Состав чисел в пределах десяти
— Ой, ребята, смотрите, а вот и жонглёры.
— А кто выступает в роли жонглёров? (Тюлени)
— Сколько их? (2)
— А чем же они жонглируют? (Рыбой)
— Сколько рыбок в воздухе? (10)
— Сколько красных рыбок? (4)
— Сколько жёлтых? (2)
— Сколько зелёных? (3)
— А сколько синих? (1)
— Давайте вместе с вами научим тюленей составлять и решать примеры.
— Сколько всего будет рыбок у тюленей красного и синего цвета? (5)
— Как мы нашли? 4+1=5 (Один ученик записывает у доски, остальные в тетради)
— Сколько всего будет рыбок у тюленей жёлтого и зелёного цвета? (5)
— Как мы нашли результат? 2+3=5
— Сколько будет рыбок у тюленей красного и зелёного цвета? (7)
— Как мы узнали? 4+3=7
— Сколько будет рыбок у тюленей красного и жёлтого цвета? (6)
— Как мы нашли? 4+2=6
— Молодцы, ребята. Вы научили тюленей составлять и решать примеры.
— А чтобы отправиться, дальше мы должны сначала отдохнуть, ведь нам предстоит преодолеть ещё другие испытания.
V ФИЗМИНУТКА
Бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась!
Раз — росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась, и к цветочкам полетела.
Наши алые цветочки распускают лепесточки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветочки закрывают лепесточки.
Засыпают, головой качают.
— Итак, ребята двигаемся дальше.
3. Повторение геометрического материала.
Ой, ребята, что же делать, дальше дороги нет. Злой Карабас Барабас запутал все следы, а следы превратил в геометрические фигуры. Мы должны найти эти следы, по которым мы будем двигаться дальше
— Как назвать, одним словом эти геометрические фигуры? (Многоугольники)
— Как определить какой это многоугольник: треугольник, четырёхугольник или пятиугольник?
— Какой многоугольник лишний и почему?
— Молодцы, ребята, вот мы и нашли с вами следы, которые покажут нам правильный путь.
— Итак, отправляемся дальше.
4. Решение задачи.
— Следующий наш цирковой гость – это весельчак Петруша. Он на протяжении всего циркового представления веселит публику.
— Но сегодня ему очень грустно, потому что он не может посчитать, сколько в руках у него шаров. — Давайте, ребята, поможем нашему герою решить эту проблему. (На партах у ребят лежат карточки с задачей)
— Прочитайте текст на карточках.
— Что это? (Задача)
— Докажите, что это задача. У клоуна Петруши в одной руке 5шариков, а в другой 3 шарика. Сколько всего шариков у Петруши? (5+3=8 шариков)
— Молодцы, ребята! Мы справились с вами с последним заданием.
VI Рефлексия. Подведение итогов урока.
— Вы сегодня на уроке очень хорошо помогли цирковым жителям. Теперь они научились правильно и красиво писать цифры, составлять примеры и решать задачи. Поэтому злой Карабас Барабас подобрел и открыл для всех двери цирка. А в знак благодарности за вашу помощь за хорошую работу на уроке цирковые жители дарят вам пригласительные билеты в цирк.
— Ребята, скажите, пожалуйста, а вам понравился урок?
-У вас на партах лежат лица двух клоунов. Один весёлый, другой грустный. Возьмите только того клоуна, который соответствует вашему настроению. Если урок понравился, и вы справились со всеми заданиями, то поднимите весёлого клоуна. А если урок вам не понравился, и вам было грустно на уроке, то поднимите грустного клоун