Общее понятие о профессиональной лексике

Матниязова Гульнар Кадиржановна

Преподаватель русского языка и литературы Аральского многопрофильного колледжа

 

Общее понятие о профессиональной лексике

План работы

—  Роль профессионального русского языка в подготовке специалистов.

—  Общее понятие о профессиональной лексике.

—  Способы образования профессиональной лексики.

—  Особенности методики изучения профессиональной лексики в казахской аудитории на специальностях сельскохозяйственного профиля.

—  Дидактические материалы.

      Цель курса

совершенствование речевой и коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей применительно к условиям работы современных специалистов для повышения эффективности их профессионального общения.

Задачи курса

— вооружить студентов знаниями по квалифицированному общению в различных условиях и ситуациях производственной и другой трудовой деятельности;
— обучить умениям квалифицированно вести деловые переговоры и беседы;
— обучить профессионально-квалифицированному восприятию чужой речи;
— обучить правилам составления публичного монологического выступления на профессиональном уровне;
— обучить правилам составления текстов научного характера, требуемых в ходе профессиональной деятельности;
— обучить правилам этики и этикета в профессиональном общении.

 

Роль профессионального русского языка в подготовке специалистов.

—  Первостепенные цели обучения профессиональному русскому языку в учреждениях начального и среднего профессионального образования заключаются в том, чтобы

—  повторить пройденное в школе и углубить знания по основам науки о русском языке и на этой базе совершенствовать соответствующие умения в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики, фразеологии, грамматики;

—  закреплять и расширять знания учащихся в области речеведения;

—  активизировать речевые умения и навыки, связанные с анализом и созданием текстов разных стилей речи;

—  развивать элементарные навыки лингвистического анализа художественного текста.

 

Общее понятие о профессиональной лексике.

—  Профессиональная лексика — лексика, свойственная данной профессиональной группе, используемая в речи людей, объединенных общей профессией.

—  Балда (тяжелый молот для раздробления камней и горных пород)— в речи горняков.

—  Камбуз (кухня на судне), кок (повар) — в речи моряков.

—  Шпон (тонкая металлическая пластинка, вставляемая между строками набора для увеличения расстояния между ними), полоса (набранная или уже напечатанная страница), шапка (общий заголовок для нескольких заметок) — в речи полиграфистов .

 

Профессионализмы

  • слова и выражения, используемые в различных сферах производства, техники, не ставшие, однако, общеупотребительными
  • функционируют преимущественно в устной речи как \»полуофициальные\» слова, не имеющие строго научного характера

Термины

  • официальные научные наименования специальных понятий
  • узаконенные названия каких-либо специальных понятий

 

Профессионализмы служат

—  для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т. п.

—  Например, в речи полиграфистов используются профессионализмы: концовка— графическое украшение в конце книги, усик — концовка с утолщением в середине, хвост — нижнее наружное поле страницы, а также нижний край книги, противоположный головке книги.

—  Баранка — руль в речи шофёров .

—  Дворник — «стеклоочиститель автомашины» в речи автомобилистов.

—  Актеры используют наименование главреж, накладка  (ошибка)

—  Строители — наименование капиталка

—  Обслуживающий персонал вычислительных центров называют машинниками и эвээмщиками

 

Способы образования  профессионализмов

—  1) Собственно-лексические профессионализмы, которые возникают как новые, особые наименования. Например, таким путем возникло в речи профессиональных рыболовов слово шкерщик от глагола шкерить — «потрошить рыбу»; в речи плотников и столяров названия различных видов рубанка: калевка, зензубель, шпунтубель и др.;

Способы образования  профессионализмов

—  2) Лексико-семантические профессионализмы, возникающие в процессе развития нового значения слова и его переосмысления.

—  Так возникли, например, профессиональные значения слов в речи полиграфистов: елочки или лапки — разновидность кавычек; шапка — общий заголовок для нескольких публикаций, загон — запасной, дополнительный набор, не вошедший в очередной номер;

—  в речи охотников различаются профессиональные наименования хвостов животных: у оленя — куйрук, репей, у волка — полено, у лисы — труба, у бобра — лопата, у белки — пушняк, у зайца — цветок, пучок, репеек и т.д.;

Способы образования  профессионализмов

—  3) Лексико-словообразовательные профессионализмы, к которым относятся слова типа запаска — запасной механизм, часть к чему-либо; главреж — главный режиссер и пр., в которых используются или суффикс, или способ сложения слов и т.д.

 

Типы, формы и методы работы на занятиях

—  В работе над профессиональной лексикой широко используются нетрадиционные уроки и внеаудиторные занятия.

—  Создаются ситуации эмоционального подъема учащихся, ситуации успеха для каждого учащегося с учетом его личностных способностей, интересов и т.д. Даются домашние задания письменного характера для самостоятельной работы и поиска дополнительного материала, производится самоконтроль по словарям, справочным пособиям, таблицам, записям в отдельную тетрадь, на доске. А также производится проверка работ с помощью диктанта, выполнение в аудитории работы, аналогичной домашней, выборочная проверка, взаимопроверка и т.д. и т.п.

 

Дидактические материалы

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

                                     История профессии.

      Первые сам..ходные к..ляски п..явились в восем..надцатом  веке в разных странах мира.

     ( В) течение длительного врем..ни они видоизм..нялись и сов..ршенствовались. Но как всякий м..ханизм  они треб..вали ухода и р..монта в случа.. п..ломки. Этим могли занимат..ся только люди  хорошо разбирающиеся во внутре(нн/н)ем устройстве автом..биля. Так появилась новая профес..ия – автом..ханик.

      Эта профес..ия позв..ляет ув..личивать сроки эксплу..тации автом..биля  пров..дить своевреме(нн/н)ую проф..лактику его функциональн..го состояния  обеспечивающ..го без..пасность д..рожного дв..жения.

Историческая справка.

—   История автомобиля началась ещё в 1768 году вместе с созданием паросиловых машин, способных перевозить человека.  В 1806 году появились первые машины, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания на английском  горючем газе, что привело к появлению в 1885 году повсеместно используемого сегодня газолинового или бензинового двигателя внутреннего сгорания. Машины,  работающие на электричестве ненадолго появились в начале XX века, но почти полностью исчезли из поля зрения вплоть до начала XXI века, когда снова возникла заинтересованность в малотоксичном и экологически чистом транспорте.

—     Немецкий инженер Карл Бенц, изобретатель множества автомобильных технологий, считается изобретателем и современного автомобиля. Четырёхтактный бензиновый ( газолиновый) двигатель внутреннего сгорания, который представляет самую распространённую форму современного самоходного движения — разработка немецкого изобретателя Николауса Отто. Подобный четырёхтактный дизельный двигатель был также изобретён немцем Рудольфом Дизелем. Водородный топливный элемент, одна из технологий, провозглашённых как замена для газолина в качестве источника энергии автомобилей, в принципе был обнаружен другим немцем Шёнбейн Кристиан Фридрихом в 1838 году. Автомобиль на электрической батарее обязан своим появлением одному из изобретателей электрического мотора венгру Аньош Йедлику и изобрётшему в 1858 году свинцово-кислотную батарею Гастону Планте.

—     Фердинанд Вербист, член иезуитской общины в Китае, построил первый автомобиль на паровом ходу около 1672 года как игрушку для китайского императора. Автомобиль был небольшого размера и не мог везти водителя или пассажира, но, возможно, он был первым работающим паровым транспортом («автомобиль»).

—  Беседа.

—  — Что интересного вы узнали о своей профессии?

—   — Что нового услышали из истории автомобиля?

—  Историческая справка. (Сообщение учащегося).

 

Расставить буквы в данных словах и определить их значение

—  А. Антибл..кировочная система, авт..сигнализация, дифф..ренциал,

—   Б. Климат – к..нтроль, крыло баб..чки, мин..вэн,

—   В. П..кап, пр..тектор, п..рктроник,

—   Г. Сп..дометр, турб..наддув, тах..граф,

—   Д. Хетчб..к, интард..р, датчик д..ждя,

—  Е. Внед..рожник, глуш..тель, кондиц..онер.

—  Ж. Круиз .. контроль, клир..нс, бортовой к..мпьютер.

  

—  — Что это за слова? Для чего они нужны? Что это за профессия? При чем тут  урок русского языка?

—  — Какие задачи ставим? (умение правильно писать, произносить и определять значение профессиональных слов).

(Пытаемся определить значения слов самостоятельно, но потом дается словарь профессиональных терминов).

—  Антиблокировочная система система, предотвращающая блокировку колес транспортного средства при торможении.

—  Автосигнализацияэлектронное устройство, установленного в автомобиль, предназначенное для его защиты от угона.

—  Дифференциал это механическое устройство, которое делит момент входного вала между выходными осями.

—  Климат – контроль – система автоматического переключения режимов работы и обдува кондиционера и печки в соответствии с заданными условиями в салоне.

—  Крыло бабочки тип дверей в автомобилях высокого класса.

—  Минивэн – небольшой микроавтобус с тремя рядами сидений.

—  Пикап грузопассажирская модификация легкового автомобиля с открытым кузовом.

—  Протектор элемент шины колеса, защищающий от прокола и служащий для сцепки с дорогой.

—  Парктроник парковочный радар.

—  Спидометр – измерительный прибор для определения скорости движения автомобиля.

—  Турбонаддув принудительная подача воздуха в цилиндры с помощью турбокомпрессора.

—  Тахограф контрольный бортовой регистрирующий прибор, предназначенный для контроля и регистрации скорости движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа.

—  Хетчбэк легковой автомобиль с двумя рядами сидений, с тремя или пятью дверьми.

—  Интардерсистема торможения двигателем и трансмиссией, помогает контролировать обороты двигателя.

—  Датчик дождя автоматическое включение дворников во время дождя.

—  Внедорожник  (джип) — полноприводный автомобиль повышенной проходимости.

—  Глушительустройство, которое глушит работу двигателя.

—  Кондиционер устройство, с помощью которого устанавливается определенная температура в салоне автомобиля.

—  Круиз контроль – устройство, поддерживающее определенную скорость движения.

—  Клиренс дорожный просвет или расстояние от низшей точки автомобиля до земли.

—  Бортовой компьютер электронная система, которая отображает мгновенные  параметры( текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температуру в салоне и наружного воздуха, остаток топлива в баке и др.).

 

Творческая работа

—  Составляем небольшой текст: «Как я буду работать автомехаником».

 

Пример тестовых заданий на знание профессиональной лексики.

В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

—  1. рЕссора

—  2. двИгатель

—  3. мУфта

—  4. спидОметр

 

Укажите значение слова  рессора

—  1. упругий элемент подвески транспортного средства

—  2. движитель, круглый (как правило), свободно вращающийся или закреплённый на оси диск, позволяющий поставленному на него телу катиться, а не скользить

—  3.  упругий элемент, предназначенный для накапливания и поглощения механической энергии

—  4. зубчатое колесо, прикрепленное к вращающейся оси

 

Найти значение слова по толковому словарю.

—  ДВОРНИК, -а, м.

—  1. Работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе и на улице около дома.

—  2. Устройство для механического вытирания смотрового стекла автомашины.

Морфологический разбор

—  Дворник –существительное, одушевленное, мужского рода, 2 склонения, именительного падежа, единственного числа.

 

Игра «Почтальон».

—  Учащиеся должны прикрепить  слова-приглашения в одно из трех колонок таблицы:

 

Слова, понятные всем   

Слова,  понятные учащимся группы  

Слова, непонятные учащимся группы  

     

Слова на карточках

—  Чайник

—  Утюг

—  Телефон

—  Стол

—  Часы

—  Рессо́ра

—  Насо́с

—  Колесо́

—  Пружина

—  Шестерня

—  Спреер

—  Стабилизатор

—  Диэлектрик

—  Реактор —

 

 

 

 

 

                   Вопрос

—  Наиболее употребительные профессионализмы даются в толковых словарях.

—  С какой пометкой они даются?

                   Ответ

—  Пометы морск., техн., мед. и другие указывают, с какими именно специальностями связаны те или иные профессионализмы.

—  Некоторые слова могут иметь общеупотребительное значение и профессиональное.

—  Как называются слова, которые имеют несколько или много значений?

—  Вкладыш  

—  1.
То, что вложено куда-л., во что-л. как дополнение, приложение. В. с выкройками в журнале мод. В. в трудовую книжку. Энциклопедия с цветными вкладышами. Карта-вкладыш.
2. Проф.
Вставная часть, деталь в машине, в каком-л. приспособлении и т.п. Вкладыши подшипников. Поменять вкладыши в машине.

—  Задание: Прочитайте слова. Поставьте ударения. Скажите, что в них общего?

—  Аллергия, миокард, спидометр, оспа, рентген,, карбюратор, травматология, маховик, инъекция, трансмиссия, зоб, астма, поршень, томография,  автомобиль, операция,  коленвал, реанимация.

—  На какие две группы их можно разделить?

—  Напишите эти группы слов.

—  Если вы правильно распределите слова по группам, то из первых букв специальных медицинских слов вы сможете составить еще одно слово, употребляемое  автомеханиками.

—  Какое слово у вас получилось?

Что такое амортизатор?

—  Амортиза́тор (от фр. amortisseur) — устройство, превращающее механическую энергию в тепловую. Служит для гашения колебаний и поглощения толчков и ударов, действующих на корпус (раму).

 

Орфографическая работа

Первая группа

—  Задание: вместо точек напишите пропущенные буквы.

—  Шасси – это остов маш…ны вместе с х…довой част…ю, трансмиссией и м…ханизмами управления.

—  Вторая группа

—  Задание: вместо точек напишите пропущенные буквы.

—  Трансмиссия – это совокупност… агрегатов и

    м …ханизмов, к…торые передают крутящий момент двигателя в…дущим колесам.

 

Найдите в своих предложениях слово, в котором звуков  больше, чем букв.

Расставьте ударения в словах:

—  Движение,  автомобиль,  ходовая часть,  колесный трактор,  гусеничный трактор,  тормозные системы,  пневматический привод,  трансмиссия,  стояночные тормоза,  ведущий мост,  ведущие мосты,  техническое обслуживание.

 

Особенности

—  От слов литературного  языка профессионализмы нередко отличаются произносительными и грамматическими особенностями. Например,  может быть иное ударение (до́быча, компа́с, рапо́рт, искра́, ро́злив), иная синтаксическая связь (у геологов и изыскателей привычными являются профессионализмы \»разведка на нефть\», \»разведка на уголь\», \»разведка на газ\»). Сантехники говорят «краны́», а не «кра́ны», моряки на своих судах по водам аки по суху ходят, а не плавают, а у железнодорожников — подвижнОй состав, а не подвижный. «Побросаем, покидаем текст\» — значит быстро повторим диалог с партнером. \»Пройти текст ногами\» — значит физически распределить текст на сцене. \»Ты не мне даешь мостик\», то есть эмоционально завершаешь сцену».

 

Добавить комментарий