Матниязова Гульнар Кадиржановна
Преподаватель русского языка и литературы Аральского многопрофильного колледжа
Общее понятие о профессиональной лексике
План работы
Роль профессионального русского языка в подготовке специалистов.
Общее понятие о профессиональной лексике.
Способы образования профессиональной лексики.
Особенности методики изучения профессиональной лексики в казахской аудитории на специальностях сельскохозяйственного профиля.
Дидактические материалы.
Цель курса
совершенствование речевой и коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей применительно к условиям работы современных специалистов для повышения эффективности их профессионального общения.
Задачи курса
— вооружить студентов знаниями по квалифицированному общению в различных условиях и ситуациях производственной и другой трудовой деятельности;
— обучить умениям квалифицированно вести деловые переговоры и беседы;
— обучить профессионально-квалифицированному восприятию чужой речи;
— обучить правилам составления публичного монологического выступления на профессиональном уровне;
— обучить правилам составления текстов научного характера, требуемых в ходе профессиональной деятельности;
— обучить правилам этики и этикета в профессиональном общении.
Роль профессионального русского языка в подготовке специалистов.
Первостепенные цели обучения профессиональному русскому языку в учреждениях начального и среднего профессионального образования заключаются в том, чтобы
повторить пройденное в школе и углубить знания по основам науки о русском языке и на этой базе совершенствовать соответствующие умения в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики, фразеологии, грамматики;
закреплять и расширять знания учащихся в области речеведения;
активизировать речевые умения и навыки, связанные с анализом и созданием текстов разных стилей речи;
развивать элементарные навыки лингвистического анализа художественного текста.
Общее понятие о профессиональной лексике.
Профессиональная лексика — лексика, свойственная данной профессиональной группе, используемая в речи людей, объединенных общей профессией.
Балда (тяжелый молот для раздробления камней и горных пород)— в речи горняков.
Камбуз (кухня на судне), кок (повар) — в речи моряков.
Шпон (тонкая металлическая пластинка, вставляемая между строками набора для увеличения расстояния между ними), полоса (набранная или уже напечатанная страница), шапка (общий заголовок для нескольких заметок) — в речи полиграфистов .
Профессионализмы
- слова и выражения, используемые в различных сферах производства, техники, не ставшие, однако, общеупотребительными
- функционируют преимущественно в устной речи как \»полуофициальные\» слова, не имеющие строго научного характера
Термины
- официальные научные наименования специальных понятий
- узаконенные названия каких-либо специальных понятий
Профессионализмы служат
для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т. п.
Например, в речи полиграфистов используются профессионализмы: концовка— графическое украшение в конце книги, усик — концовка с утолщением в середине, хвост — нижнее наружное поле страницы, а также нижний край книги, противоположный головке книги.
Баранка — руль в речи шофёров .
Дворник — «стеклоочиститель автомашины» в речи автомобилистов.
Актеры используют наименование главреж, накладка (ошибка)
Строители — наименование капиталка
Обслуживающий персонал вычислительных центров называют машинниками и эвээмщиками
Способы образования профессионализмов
1) Собственно-лексические профессионализмы, которые возникают как новые, особые наименования. Например, таким путем возникло в речи профессиональных рыболовов слово шкерщик от глагола шкерить — «потрошить рыбу»; в речи плотников и столяров названия различных видов рубанка: калевка, зензубель, шпунтубель и др.;
Способы образования профессионализмов
2) Лексико-семантические профессионализмы, возникающие в процессе развития нового значения слова и его переосмысления.
Так возникли, например, профессиональные значения слов в речи полиграфистов: елочки или лапки — разновидность кавычек; шапка — общий заголовок для нескольких публикаций, загон — запасной, дополнительный набор, не вошедший в очередной номер;
в речи охотников различаются профессиональные наименования хвостов животных: у оленя — куйрук, репей, у волка — полено, у лисы — труба, у бобра — лопата, у белки — пушняк, у зайца — цветок, пучок, репеек и т.д.;
Способы образования профессионализмов
3) Лексико-словообразовательные профессионализмы, к которым относятся слова типа запаска — запасной механизм, часть к чему-либо; главреж — главный режиссер и пр., в которых используются или суффикс, или способ сложения слов и т.д.
Типы, формы и методы работы на занятиях
В работе над профессиональной лексикой широко используются нетрадиционные уроки и внеаудиторные занятия.
Создаются ситуации эмоционального подъема учащихся, ситуации успеха для каждого учащегося с учетом его личностных способностей, интересов и т.д. Даются домашние задания письменного характера для самостоятельной работы и поиска дополнительного материала, производится самоконтроль по словарям, справочным пособиям, таблицам, записям в отдельную тетрадь, на доске. А также производится проверка работ с помощью диктанта, выполнение в аудитории работы, аналогичной домашней, выборочная проверка, взаимопроверка и т.д. и т.п.
Дидактические материалы
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
История профессии.
Первые сам..ходные к..ляски п..явились в восем..надцатом веке в разных странах мира.
( В) течение длительного врем..ни они видоизм..нялись и сов..ршенствовались. Но как всякий м..ханизм они треб..вали ухода и р..монта в случа.. п..ломки. Этим могли занимат..ся только люди хорошо разбирающиеся во внутре(нн/н)ем устройстве автом..биля. Так появилась новая профес..ия – автом..ханик.
Эта профес..ия позв..ляет ув..личивать сроки эксплу..тации автом..биля пров..дить своевреме(нн/н)ую проф..лактику его функциональн..го состояния обеспечивающ..го без..пасность д..рожного дв..жения.
Историческая справка.
История автомобиля началась ещё в 1768 году вместе с созданием паросиловых машин, способных перевозить человека. В 1806 году появились первые машины, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания на английском горючем газе, что привело к появлению в 1885 году повсеместно используемого сегодня газолинового или бензинового двигателя внутреннего сгорания. Машины, работающие на электричестве ненадолго появились в начале XX века, но почти полностью исчезли из поля зрения вплоть до начала XXI века, когда снова возникла заинтересованность в малотоксичном и экологически чистом транспорте.
Немецкий инженер Карл Бенц, изобретатель множества автомобильных технологий, считается изобретателем и современного автомобиля. Четырёхтактный бензиновый ( газолиновый) двигатель внутреннего сгорания, который представляет самую распространённую форму современного самоходного движения — разработка немецкого изобретателя Николауса Отто. Подобный четырёхтактный дизельный двигатель был также изобретён немцем Рудольфом Дизелем. Водородный топливный элемент, одна из технологий, провозглашённых как замена для газолина в качестве источника энергии автомобилей, в принципе был обнаружен другим немцем Шёнбейн Кристиан Фридрихом в 1838 году. Автомобиль на электрической батарее обязан своим появлением одному из изобретателей электрического мотора венгру Аньош Йедлику и изобрётшему в 1858 году свинцово-кислотную батарею Гастону Планте.
Фердинанд Вербист, член иезуитской общины в Китае, построил первый автомобиль на паровом ходу около 1672 года как игрушку для китайского императора. Автомобиль был небольшого размера и не мог везти водителя или пассажира, но, возможно, он был первым работающим паровым транспортом («автомобиль»).
Беседа.
— Что интересного вы узнали о своей профессии?
— Что нового услышали из истории автомобиля?
Историческая справка. (Сообщение учащегося).
Расставить буквы в данных словах и определить их значение
А. Антибл..кировочная система, авт..сигнализация, дифф..ренциал,
Б. Климат – к..нтроль, крыло баб..чки, мин..вэн,
В. П..кап, пр..тектор, п..рктроник,
Г. Сп..дометр, турб..наддув, тах..граф,
Д. Хетчб..к, интард..р, датчик д..ждя,
Е. Внед..рожник, глуш..тель, кондиц..онер.
Ж. Круиз .. контроль, клир..нс, бортовой к..мпьютер.
— Что это за слова? Для чего они нужны? Что это за профессия? При чем тут урок русского языка?
— Какие задачи ставим? (умение правильно писать, произносить и определять значение профессиональных слов).
(Пытаемся определить значения слов самостоятельно, но потом дается словарь профессиональных терминов).
Антиблокировочная система – система, предотвращающая блокировку колес транспортного средства при торможении.
Автосигнализация – электронное устройство, установленного в автомобиль, предназначенное для его защиты от угона.
Дифференциал – это механическое устройство, которое делит момент входного вала между выходными осями.
Климат – контроль – система автоматического переключения режимов работы и обдува кондиционера и печки в соответствии с заданными условиями в салоне.
Крыло бабочки – тип дверей в автомобилях высокого класса.
Минивэн – небольшой микроавтобус с тремя рядами сидений.
Пикап – грузопассажирская модификация легкового автомобиля с открытым кузовом.
Протектор – элемент шины колеса, защищающий от прокола и служащий для сцепки с дорогой.
Парктроник – парковочный радар.
Спидометр – измерительный прибор для определения скорости движения автомобиля.
Турбонаддув – принудительная подача воздуха в цилиндры с помощью турбокомпрессора.
Тахограф – контрольный бортовой регистрирующий прибор, предназначенный для контроля и регистрации скорости движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа.
Хетчбэк – легковой автомобиль с двумя рядами сидений, с тремя или пятью дверьми.
Интардер – система торможения двигателем и трансмиссией, помогает контролировать обороты двигателя.
Датчик дождя – автоматическое включение дворников во время дождя.
Внедорожник (джип) — полноприводный автомобиль повышенной проходимости.
Глушитель – устройство, которое глушит работу двигателя.
Кондиционер – устройство, с помощью которого устанавливается определенная температура в салоне автомобиля.
Круиз – контроль – устройство, поддерживающее определенную скорость движения.
Клиренс – дорожный просвет или расстояние от низшей точки автомобиля до земли.
Бортовой компьютер – электронная система, которая отображает мгновенные параметры( текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температуру в салоне и наружного воздуха, остаток топлива в баке и др.).
Творческая работа
Составляем небольшой текст: «Как я буду работать автомехаником».
Пример тестовых заданий на знание профессиональной лексики.
В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный?
1. рЕссора
2. двИгатель
3. мУфта
4. спидОметр
Укажите значение слова рессора
1. упругий элемент подвески транспортного средства
2. движитель, круглый (как правило), свободно вращающийся или закреплённый на оси диск, позволяющий поставленному на него телу катиться, а не скользить
3. упругий элемент, предназначенный для накапливания и поглощения механической энергии
4. зубчатое колесо, прикрепленное к вращающейся оси
Найти значение слова по толковому словарю.
ДВОРНИК, -а, м.
1. Работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе и на улице около дома.
2. Устройство для механического вытирания смотрового стекла автомашины.
Морфологический разбор
Дворник –существительное, одушевленное, мужского рода, 2 склонения, именительного падежа, единственного числа.
Игра «Почтальон».
Учащиеся должны прикрепить слова-приглашения в одно из трех колонок таблицы:
Слова, понятные всем |
Слова, понятные учащимся группы |
Слова, непонятные учащимся группы |
Слова на карточках
Чайник
Утюг
Телефон
Стол
Часы
Рессо́ра
Насо́с
Колесо́
Пружина
Шестерня
Спреер
Стабилизатор
Диэлектрик
Реактор —
Вопрос
Наиболее употребительные профессионализмы даются в толковых словарях.
С какой пометкой они даются?
Ответ
Пометы морск., техн., мед. и другие указывают, с какими именно специальностями связаны те или иные профессионализмы.
Некоторые слова могут иметь общеупотребительное значение и профессиональное.
Как называются слова, которые имеют несколько или много значений?
Вкладыш
1.
То, что вложено куда-л., во что-л. как дополнение, приложение. В. с выкройками в журнале мод. В. в трудовую книжку. Энциклопедия с цветными вкладышами. Карта-вкладыш.
2. Проф.
Вставная часть, деталь в машине, в каком-л. приспособлении и т.п. Вкладыши подшипников. Поменять вкладыши в машине.
Задание: Прочитайте слова. Поставьте ударения. Скажите, что в них общего?
Аллергия, миокард, спидометр, оспа, рентген,, карбюратор, травматология, маховик, инъекция, трансмиссия, зоб, астма, поршень, томография, автомобиль, операция, коленвал, реанимация.
На какие две группы их можно разделить?
Напишите эти группы слов.
Если вы правильно распределите слова по группам, то из первых букв специальных медицинских слов вы сможете составить еще одно слово, употребляемое автомеханиками.
Какое слово у вас получилось?
Что такое амортизатор?
Амортиза́тор (от фр. amortisseur) — устройство, превращающее механическую энергию в тепловую. Служит для гашения колебаний и поглощения толчков и ударов, действующих на корпус (раму).
Орфографическая работа
Первая группа
Задание: вместо точек напишите пропущенные буквы.
Шасси – это остов маш…ны вместе с х…довой част…ю, трансмиссией и м…ханизмами управления.
Вторая группа
Задание: вместо точек напишите пропущенные буквы.
Трансмиссия – это совокупност… агрегатов и
м …ханизмов, к…торые передают крутящий момент двигателя в…дущим колесам.
Найдите в своих предложениях слово, в котором звуков больше, чем букв.
Расставьте ударения в словах:
Движение, автомобиль, ходовая часть, колесный трактор, гусеничный трактор, тормозные системы, пневматический привод, трансмиссия, стояночные тормоза, ведущий мост, ведущие мосты, техническое обслуживание.
Особенности
От слов литературного языка профессионализмы нередко отличаются произносительными и грамматическими особенностями. Например, может быть иное ударение (до́быча, компа́с, рапо́рт, искра́, ро́злив), иная синтаксическая связь (у геологов и изыскателей привычными являются профессионализмы \»разведка на нефть\», \»разведка на уголь\», \»разведка на газ\»). Сантехники говорят «краны́», а не «кра́ны», моряки на своих судах по водам аки по суху ходят, а не плавают, а у железнодорожников — подвижнОй состав, а не подвижный. «Побросаем, покидаем текст\» — значит быстро повторим диалог с партнером. \»Пройти текст ногами\» — значит физически распределить текст на сцене. \»Ты не мне даешь мостик\», то есть эмоционально завершаешь сцену».