Понятие алгоритма. Свойства алгоритма

Северо-Казахстанская область

Акжарский район

Талшыкская средняя школа

учитель информатики

Ахметова Аймгуль Бахитовна

Тема урока: ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМА. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.

СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. БЛОК-СХЕМА

Цель: научить учащихся анализировать алгоритм, формировать навыки составления простейших алгоритмов. Научить учащихся составлять блок-схемы, проводя сравнение способов записи алгоритма. Развивать память, мышление; культуру речи, общения.

Требования, предъявляемые к знаниям учащихся:

учащиеся должны дать несколько определений алгоритма и, приведя примеры, уметь охарактеризовать его основные свойства, учащиеся, зная способы записи алгоритма, должны уметь сравнивать их, следует освоить способы задания алгоритма в виде блок-схемы.

Оборудование, наглядный материал: презентация алгоритм, примеры алгоритмов

 

Ход урока:

1.      Орг момент

2.      Этап постановки цели урока.

3.      Этап объяснения нового материала

Определение. Алгоритм это последовательность действий для решения поставленной цели.

Дав ученикам несколько определений алгоритма из учебника, привести примеры составления алгоритма: «Переход улицы», «Пользование междугородным телефоном», «Поиск клада» и т.д. Ребята могут привести свои примеры и определения («Режим дня», «Вскипятить воду», «Выполнение домашнего задания», «Игра на компьютере», «Играть в футбол», «Играть в шахматы» и другие алгоритмы спортивных игр).

Пример: какие шаги алгоритма следует выполнить, чтобы стать студентом.

1. Окончить школу.

2. Сдать тестовый экзамен.

3. Выдержать конкурс.

4.  Сдать необходимые документы и аттестат в учебное заведение (институт, университет), где готовят специалистов по выбранной вами специальности.

Свойства алгоритмов.

1. Свойство достоверности алгоритма. Значение всех приведенных в алгоритме действий должно быть ясным, точным, определенным и понятным для исполнителя.

2. Свойство прерывности алгоритма. Процесс исполнения алгоритма состоит из нескольких шагов. Алгоритм делится на несколько упрощенных частей, способных давать проме­жуточный результат, в свою очередь эти части делятся на шаги, каждый шаг делится на отдельные действия. За один шаг выполняется одно или несколько действий. Число действий должно быть ограниченным. Не завершив первый шаг, исполнитель не может перейти к следующему.

3. Свойство результативности алгоритма. Любой алго­ритм должен за определенное время дать результат. После выполнения алгоритма должно получиться решение задачи, если нет решения, то результат — «нет решения». В каждом алгоритме есть начальные данные, которые в конце приводят к получению результата.

4. Свойство обобщенности алгоритма. Алгоритм должен составляться не для решения какой-то отдельной задачи, а для создания возможности решения всех типов аналогичных задач. Если меняются начальные данные, то меняется и результат.

5. Формальное исполнение алгоритма. Исполнитель, не понимая смысл алгоритма и постановку задачи, выполняя правильно каждую команду, может получить правильный результат.

Чтобы правильно выполнить указанные действия в шагах алгоритма, исполнитель должен понимать каждое действие. Например, ученики младших классов не понимают смысла нахождения квадрата, а если команду задать, как число х умно­жить на х, то они смогут ее выполнить. Следовательно, алгоритм составляется для определенного исполнителя (для человека, машины, для определенного уровня знаний людей и т.д.).

Несмотря на то, что исполнитель выполняет команды алгоритма, не обращая внимания на смысл выполняемых действий, он получает определенный результат, т.е. испол­нитель действует формально. Эту важную особенность алгоритма называют его формальным исполнением. Это свойство позволяет поручить выполнение алгоритма машине.

Определение. Запись алгоритма в графическом виде с помощью установленных геометрических фигур с заранее определенными значениями называется блок-схемой.

Способы записи алгоритма.

1. На естественном языке.

2. Через определенные ключевые слова — термины (псев­докоды — записанные ходы). Иногда их называют простей­шим алгоритмическим языком.

3. Графический (с помощью блок-схемы).

4. На языке программирования.

В зависимости от выполняемых задач блоки делятся на основные и вспомогательные. К основным блокам относятся: обработка (процесс, арифметические действия), проверка условий (логическая), ввод и вывод. К вспомогательным блокам относятся: пояснение, начало и конец алгоритма, линии связи. По возможности внутри в блоках записывается содержание выполняемых действий.

 

 

Существуют следующие правила составления блок-схем:

1) должны быть обязательно блоки, указывающие начало, конец блок-схемы;

2) в блок-схеме не должны быть блоки, не соединенные между собой;

3)  в блок-схеме блоки должны располагаться после­довательно, друг за другом;

4) в блоках, где выполняются арифметические действия, должна быть одна линия входа и выхода, а в логическом блоке для проверки условия, изображенного в виде ромба, должна быть одна линия входа и две линии выхода. В блоке начала цикла, данного шестиугольной фигурой, должны быть две линии входа и две линии выхода.

 

4.      Этап решения задач: стр 14 №1,2(а), 3(а)

5.      Этап постановки домашнего задания. Конспект, стр 5-17, №2(б),3(б)

6.      Закрепление ЗУН. Контрольные вопросы

1.  Что такое алгоритм? Откуда произошло это слово?

2.  Каковы основные свойства алгоритма?

3.  Как можно понять прерывность алгоритма? Приведите примеры.

4.  Что означает однозначность алгоритма? Приведите примеры.

5.  Что означает обобщенность алгоритма? Приведите примеры.

6.  Что называется результативностью алгоритма? Приведите

примеры.

7.  Что такое достоверность алгоритма? Приведите примеры.

8.  Как можно понимать формальное исполнение алгоритма?

9. Что такое способы записи и описание алгоритма?

10.  Каковы особенности изображения   алгоритма с помощью

графика?

11.  На какие группы делятся блоки?

12.  Какие блоки относятся к основным и вспомогательным?

13.  Что называется простым алгоритмическим языком? И языком

программирования?

14.  Что относится к ключевым словам?

15.  Какова структура команды присваивания, как она записывается?

 

7. Этап подведения итогов урока.

 

 

Добавить комментарий